Использование широкоугольных объективов. Широкоугольный объектив в смартфоне: что такое, особенности Цифровые фотокамеры с широкоугольным объективом

Широкоугольный объектив может быть мощным инструментом акцентирования глубины и относительного размера в снимке. Однако, это также и один из наиболее сложных типов в освоении. Данная статья развеивает некоторые общераспространённые недоразумения, а также обсуждает способы полноценного использования уникальных характеристик широкоугольного объектива.


сверхширокоугольный объектив 16 мм - закат поблизости от Долины Смерти, Калифорния, США

Обзор

Объектив обычно называется «широкоугольным», если его фокусное расстояние составляет менее 35 мм (для полного кадра; см. «Объективы: фокусное расстояние и диафрагма »). Это соответствует углу зрения, который превышает 55° по широкой стороне кадра. Определение сверхширокого угла несколько более размыто, однако большинство соглашается на том, что эта часть начинается с фокусных расстояний порядка 20-24 мм и менее. Для компактных камер широкий угол зачастую означает максимальное раскрытие зума, однако сверхширокий угол для них обычно недоступен без специального адаптера.

В любом случае, ключевая концепция такова: чем короче фокусное расстояние, тем больше проявляются уникальные эффекты широкоугольного объектива.

Данная диаграмма показывает максимальные углы, под которыми лучи света
могут достигать сенсора камеры. Точка пересечения лучей необязательно
равна фокусному расстоянию, но примерно пропорциональна ему.
Угол зрения, как следствие, увеличивается обратно пропорционально.

Что делает широкоугольные объективы уникальными? Распространённое недоразумение состоит в том, что широкоугольные объективы в-основном используют тогда, когда невозможно отдалиться от предмета достаточно далеко, но вы тем не менее хотите уместить предмет съёмки в один кадр. Однако, если бы это было единственным применением, это было бы большой ошибкой. В действительности широкоугольные объективы зачастую используют для прямо противоположного: чтобы иметь возможность приблизиться к предмету!

Что ж, посмотрим подробнее на то, что делает широкоугольный объектив уникальным:

  • Он охватывает широкий угол зрения.
  • Он обычно имеет минимальную дистанцию фокусировки.

Несмотря на то, что эти характеристики могут показаться совсем базовыми, они означают изрядный набор возможностей. Остаток статьи посвящён способам наилучшего использования этих особенностей для получения максимального эффекта от широкоугольной съёмки.

Широкоугольная перспектива

Очевидно, широкоугольный объектив является особенным в силу своего широкого угла зрения - но что это в действительности даёт? Широкий угол зрения означает, что относительный размер и расстояние гипертрофируются при сравнении близких и далёких объектов . Это приводит к тому, что близлежащие объекты выглядят гигантскими, а дальние как правило кажутся маленькими и очень далёкими. Причиной этого является угол зрения:

Несмотря на то, что два контрольных столбика находятся на одинаковом расстоянии, их относительные размеры значительно отличаются на снимках, полученных с помощью широкоугольного и телеобъектива, сделанных так, чтобы ближний столбик целиком заполнял кадр по вертикали. Для широкоугольного объектива удалённые объекты составляют намного меньшую часть общего угла зрения.

Недоразумением является утверждение, будто широкоугольный объектив влияет на перспективу, - строго говоря, это не так. На перспективу влияет только ваше положение относительно объекта в момент съёмки. Однако на практике широкоугольные объективы зачастую заставляют вас значительно приблизиться к предмету съёмки - что, разумеется, влияет на перспективу.

Преувеличенные цветы размером 3 дюйма
в Кембридже, Англия. Использовался
сверхширокоугольный объектив 16 мм.

Такое преувеличение относительного размера может использоваться, чтобы добавить акцент и детальность объектам переднего плана, охватывая при этом широкий фон. Если вы хотите сполна использовать этот эффект, вам понадобится максимально приблизиться к ближайшему предмету в сцене.

В сверхширокоугольном примере слева ближайшие цветы практически касаются передней линзы объектива, что значительно преувеличивает их размер. В действительности эти цветы меньше 10 сантиметров шириной!

Непропорциональность тела,
вызванная широкоугольным объективом.

Однако следует проявлять особую осторожность, снимая людей. Их носы, головы и другие части тела могут оказаться неестественных пропорций, если вы слишком приблизитесь к ним для того, чтобы сделать снимок. Пропорциональность, в частности, является причиной того, что в традиционной портретной фотографии распространены более узкие углы зрения.

На примере справа голова мальчика стала ненормально большой относительно его тела. Это может стать полезным инструментом для придания драматичности или характерности прямолинейному снимку, но очевидно, это не то, как большинство людей хотели бы выглядеть на портрете.

Наконец, поскольку удалённые объекты становятся совсем маленькими, иногда хорошей идеей является включить в кадр какие-нибудь элементы переднего плана, чтобы зафиксировать композицию. Иначе снимок пейзажа (сделанный с уровня глаз) может показаться перегруженным, или ему не будет хватать чего-то такого, что привлечёт глаз.

В любом случае, не бойтесь подходить значительно ближе! Именно в этом случае широкий угол раскрывается во всей красе. Просто уделите особое внимание композиции; предельно близкие объекты могут сильно смещаться в изображении вследствие малейших движений камеры. Как следствие, может оказаться довольно сложно разместить объекты в кадре именно так, как вы этого хотите.

Наклон вертикали

Всякий раз, когда широкоугольный объектив направляют выше или ниже горизонта, это приводит к тому, что исходно параллельные вертикальные линии начинают сходиться . В действительности это справедливо для любого объектива - даже телеобъектива - просто широкий угол делает эту сходимость более заметной. Далее, при использовании широкоугольного объектива даже минимальное изменение в композиции значительно изменит положение точки схождения - что приводит к заметной разнице в том, как сходятся чёткие линии.

В данном случае точкой схождения является направление, в котором направлена камера. Наведите курсор на подписи к следующей иллюстрации, чтобы увидеть имитацию того, что происходит, когда вы направляете камеру выше или ниже линии горизонта:

В данном примере точка схождения сдвинулась не слишком сильно по отношению к общему размеру снимка - но это оказало огромное влияние на здание. В результате здания как-будто падают на зрителя или от него.

Хотя схождения вертикальных линий в архитектурной съёмке обычно стараются избегать, порой его можно применять как художественный эффект:

слева: широкоугольный снимок деревьев на острове Ванкувер, Канада.
справа: часовня Колледжа Короля, Кембридж, Англия.

В примере с деревьями широкоугольный объектив был использован для снимка мачтовых деревьев способом, который создаёт впечатление, будто они смыкаются над зрителем. Причиной этого является то, что они выглядят как-будто обступающими со всех сторон и сходящимися в центре изображения - несмотря на то, что в действительности они все стоят параллельно.

Аналогично, архитектурный снимок был сделан близко к дверям, чтобы преувеличить видимую высоту часовни. С другой стороны, тем самым заодно создаётся нежелательное впечатление, будто здание вот-вот завалится назад.

Способы уменьшить схождение вертикали немногочисленны: либо направлять камеру ближе к линии горизонта (1), даже если это означает, что помимо предмета съёмки будет снят большой участок поверхности (который вы откадрируете позже), либо значительно отдалиться от предмета (2) и использовать объектив с большим фокусным расстоянием (что не всегда возможно), либо использовать Photoshop или другие программы и растягивать верх снимка (3) так, чтобы вертикаль сходилась меньше, либо использовать объектив tilt/shift для управления перспективой (4).

К сожалению, у каждого из этих методов есть свои недостатки, будь то потеря разрешения в первом или третьем случаях, неудобства или потеря перспективы (2) или стоимость, технические знания и некоторые потери в качестве изображения (3).

Интерьеры и замкнутые пространства

Широкоугольный объектив может оказаться абсолютно необходим для замкнутых пространств, просто потому что достаточно отдалиться от предмета, чтобы он целиком поместился в кадр (используя нормальный объектив), невозможно. Типичным примером является съёмка интерьеров комнат или других помещений. Такой тип съёмки заодно является, вероятно, простейшим способом использовать широкоугольный объектив по максимуму - в частности, потому, что он форсирует вас находиться на близком расстоянии к предмету.

слева: фокусное расстояние 16 мм - Каньон антилопы, Аризона, США.
справа: спиральная лестница в Новом суде, Колледж св. Иоанна, Кембридж, Англия

В обоих примерах можно сдвинуться всего на несколько шагов в любом из направлений - и при этом снимки не показывают ни малейшей стеснённости.

Поляризационные фильтры

Национальный парк
Коралловый риф, Юта, США.

Использование поляризационного фильтра с широкоугольным объективом практически всегда нежелательно . Ключевой особенностью поляризатора является зависимость его влияния от угла относительно солнца. Если вы направите камеру под прямым углом к солнечному свету, его эффект будет максимален; аналогично, направив камеру прямо по солнцу или против него, вы практически исключите его влияние.

Для широкоугольного объектива одна граница кадра может оказаться почти по солнцу, а вторая практически перпендикулярно ему. Это означает, что изменение влияния поляризатора отразится на кадре, что обычно нежелательно.

На примере слева синее небо претерпевает чётко видимые изменения в насыщенности и яркости слева направо.

Управление светом и широкий угол

Пример использования фильтра -
маяк на мысе Нора, Сардиния.

Типичной препоной в использовании широкоугольных объективов является сильная вариация интенсивности света в изображении. При использовании обычной экспозиции неравномерная освещённость приводит к тому, что часть изображения будет передержана, а другая часть недодержана - несмотря на то, что наши глаза адаптировались бы к изменению яркости при взгляде в разных направлениях. Как следствие, приходится дополнительно озаботиться определением нужной экспозиции.

Например, при пейзажной съёмке листва на переднем плане зачастую значительно менее интенсивно освещена, чем небо или гора в отдалении. Это приводит к передержанному небу и/или недодержанной земле. Большинство фотографов для борьбы с таким неравномерным освещением используют так называемые градиентные нейтральные фильтры (graduated neutral density - GND).

Кроме того, широкоугольный объектив гораздо сильнее подвержен бликам , в частности потому, что солнце имеет гораздо больше шансов попасть в кадр. К тому же может оказаться затруднительным оградить объектив от попадания боковых лучей посредством бленды, поскольку она не должна при этом блокировать свет, формирующий кадр, под широким углом.

Широкоугольные объективы и глубина резкости

Обратите внимание, что ничего не было сказано о том, что широкоугольный объектив имеет большую глубину резкости . К сожалению, это ещё одно распространённое заблуждение. Если вы увеличите предмет съёмки в той же степени (т.е., заполните кадр в той же пропорции), широкоугольный объектив обеспечит такую же* глубину резкости, как и телеобъектив.

Причиной того, что широкоугольные объективы имеют репутацию повышающих глубину резкости, не являются никакие особенности собственно объектива. Причина в наиболее частом способе их применения. Люди редко приближаются к предметам съёмки настолько близко, чтобы заполнить кадр настолько же, как при использовании объективов с более узким углом зрения.


В данной статье речь пойдет о том, как правильно использовать широкоугольные объективы. Также рассматриваются некоторые особенности их работы. Очень часто широкоугольные объективы применяют для следующих целей:

  1. Когда пейзажи хочется расширить большим пространством, например, снимая вид на город.
  2. Когда фотографу желательно оставаться незамеченным, снимая на улице.

Имеют по диагонали 100 градусов, а по ширине - 88 (обычного 35-миллиметрового кадра).

Как работают широкоугольные объективы? Их особенности

Они обладают большой вместимостью пространства. Поэтому объекты, изображенные на фотографии, уменьшаются в два раза. В этом отличие съемки от обычного штатного объектива. Говоря проще, широкоугольник не следует применять для съемки горных пейзажей, потому что он сильно измельчает.

Решить эту проблему можно. Следует добавить в кадр какие-то крупные предметы, которые выступают на переднем плане. Это могут быть:

  • кусты;
  • лужи на дорогах.

Таким образом, создастся эффект активного пятна, за которое может зацепиться взглядом зритель.

При использовании широкоугольных объективов, на снимках могут появиться оптические искажения. Это бочкообразные искривления (дисторсии). Они появляются на периферии кадра. Но не стоит утверждать, что качество фотографии ухудшается из-за этого эффекта. Порой бывает наоборот. Композиция на снимке выглядит более уютной с помощью бочкообразных дисторсий. Если вы не хотели бы искривлять пространство, то присмотритесь внимательнее, чтобы не было деревьев или углов домов по краям. Они сильно изогнутся. Камеру нужно держать точно горизонтально, потому что будут завалы вертикалей.

Широкоугольные объективы обладают повышенной "бликабельностью". Поэтому нужно следить за расположением солнца при съемке в солнечный день. При возможности используйте бленду. Если в вашей экипировке еще нет ее, то вас ожидает маленькая трудность. Из-за большого размера широкоугольников (77 мм и более), затруднительно подбирать бленду и фильтр. Если вы их найдете, то обойдутся они вам в приличную сумму.

Широкоугольные объективы для Canon, сочетаясь с короткофокусным объективом, обладают спецификой использования Поскольку у неба неравномерная поляризация на широком угле, на нем возникнет темно-синее пятно. Если вы хотите снять горизонтальный пейзаж с небом, то широкоугольник не рекомендуется использовать с поляризатором. Если же вы все-таки хотите попробовать, то следует остановить свой выбор на с узким бандажным кольцом. Они сделаны специально для широкоугольных объективов и не позволяет затемнениям попасть в угол кадра.

С такими фотообъективами применение встроенной фотовспышки одновременно с короткофокусным вариантом неэффективно. Слабая вспышка не сможет подсвечивать громадный спектр пространства и будет расположена близко к объективу с большим диаметром. Поэтому на снимках будет темное пятно в форме полукруга. Оно получится из-за того, что от вспышки объектив будет отбрасывать тень. Она попадает в кадр снизу.

Конечно же, не только широкоугольные объективы отбрасывают тень, а и другие типы. Правда, из-за меньшего угла поля зрения, она не попадает в кадр.

Выход из данной проблемы - увеличить или применить выносную вспышку.

Взгляд фотографа дается от рождения, как светлые волосы или голубые глаза. Но чтобы стать настоящим художником, нужен еще и жизненный опыт, культура.
Вилли Ронис

Выбираем объектив

Решение творческих задач в репортажной съемке значительно облегчается, если фотограф имеет опыт работы с разными объективами, знает их преимущества и умело использует при съемке.

В арсенале профессиональной и любительской фотографии в настоящее время имеется большой выбор съемных объективов с постоянным (фиксированным) значением фокусного расстояния и зум-объективов (объективы с изменяемым фокусным расстоянием).

На втором уроке я писал об оптимальном «джентльменском наборе» оптики для репортажного фотографа. Он может содержать небольшую линейку объективов от 24 до 200 мм и/или зум- объективы с фокусом в тех же пределах, желательно светосильные. В зависимости от целей и условий съемки целесообразно подбирать и работать тем объективом, который поможет четко выполнить фотографическую задачу. Как же выбрать нужный объектив? На чем остановиться: на зуме или объективе с фиксированным фокусом?

Напомню, что объективы с фиксированным фокусным расстоянием делятся на нормальные (стандартные, штатные), длиннофокусные (телеобъективы) и короткофокусные (широкоугольные). Эти объективы довольно компактные, как правило, имеют хорошую или высокую светосилу, способны работать в сложных световых условиях. Они различаются прежде всего по фокусному расстоянию и углу зрения объектива.

В центре линейки находятся нормальные объективы. Диапазон фокусов условно нормальных объективов колеблется, на мой взгляд, примерно от 40 до 60 мм для фотоаппаратов с форматом кадра 24×36 мм. Объективы называются нормальными, поскольку «видят» как человеческий глаз, то есть захватывают в кадр приблизительно столько же пространства, сколько может видеть человек акцентированным зрением. Стандартный классический 50 мм объектив («полтинник») наиболее точно отражает наше восприятие мира. Угол съемки у «полтинника» примерно тот же, что и у наших глаз – около 30 градусов. Он составляет так называемое акцентированное зрение или зону ясного зрения. На фотографиях, сделанных нормальной оптикой, линейная перспектива будет выглядеть естественно, правильно. Под линейной перспективой понимается впечатление глубины пространства, создаваемое на плоскости фотографии схождением параллельных линий и уменьшением размеров объектов по мере их удаления от объектива.

Нормальные объективы применимы везде, в том числе в репортаже. Они отличаются высоким качеством изображения и большой светосилой. Многие известные фотомастера начинали свой путь в фотографию с увлечения телевиками, потом широкоугольниками,но в дальнейшем отдавали предпочтение легендарному «полтиннику». Почти все фотографии Анри Картье-Брессона сделаны объективами 50 и 35 мм.

Фотографии Анри Картье-Брессона из альбомов «Москвичи» (1954) и «О России» (1974)

Фотографии Анри Картье-Брессона из альбомов «Москвичи» (1954) и «О России» (1974)

Длиннофокусные объективы имеют по сравнению с нормальными более узкий охват пространства. Фокусное расстояние телеобъективов (телевиков) находятся в диапазоне от 80 до 300 мм и более. В зависимости от фокуса, телевики бывают слабыми (портретными), сильными и сверхсильными. Они позволяют изображать объекты крупным планом, с относительно удаленных точек съемки. Узкий угол съемки создает иллюзию сжатого пространства, в котором расстояние между удаленными предметами укорачивается, мало ощущается. То есть, с одной стороны, телевик «сплющивает» пространство, лишает его глубины, но, с другой стороны, позволяет снять крупным планом недоступные для приближения объекты. Для этих целей пригодны сильные (до 300 мм) и сверхсильные (от 300 мм и более) объективы.

Слабые телеобъективы, находящиеся в самом начале длиннофокусного диапазона, являются портретными (70-105 мм). Они дают возможность хорошо скомпоновать снимок, «собрать» портрет, выдержав привычную для нашего общения дистанцию в 1,5- 2,5 метра. Кстати, именно с такого расстояния художники пишут классические портреты.

Телеоператор Борис Обедников. Фото Михаила Рогозина

Радиожурналист Сергей Сыноров. Фото Михаила Рогозина

Короткофокусные или широкоугольные объективы имеют более широкий угол съемки, чем нормальные объективы. Для 35 мм камер широкоугольными объективами считают такие, у которых фокус 35 мм и меньше. По мере увеличения угла поля зрения объектива широкоугольники делятся на слабые (35-28 мм), сильные (24-20 мм) и сверхсильные (менее 20 мм).

Торговля в порту. Андалусия, Испания. Фото Михаила Рогозина

Сборочный цех авиазавода. Фото Михаила Рогозина

Колокольный звон. Фото Геннадия Михеева

Широкий угол съемки, превышающий угол нормального зрения, позволяет охватить большое пространство, показать в нем взаимодействие людей и окружающей среды. Своим зрением мы можем наблюдать широкое пространство перед собой, только попеременно передвигая и фокусируя свой взгляд на отдельных объектах. А широкоугольник охватывает то же самое пространство моментально в одном кадре. И на плоской фотографии мы видим необычную картину, какую в жизни не наблюдаем.

В порту. Андалусия, Испания. Фото Михаила Рогозина

Май. Фото Михаила Рогозина

Главное достоинство широкоугольника в том, что он позволяет, максимально приблизившись к объекту съемки, выделить его крупно на переднем плане, одновременно как бы раздвинуть пространство за ним, показать максимально все окружение. В результате возникает замечательное ощущение, будто ты в сердцевине события. Наиболее эффективно объектив работает, на мой взгляд, в двух случаях. Во-первых, когда мы хотим укрупнить и выделить передний план, оторвать от фона главное действие. И второе, при создании портрета, в котором человек отражен в окружающем его мире.

Литератор Денни Боржуа. Фото Михаила Рогозина

Писатель Сергей Михалков. Фото Павла Кривцова

Кинооператор Александр Киселев. Фото Павла Кривцова

Широкоугольный объектив годится для любой съемки. Им можно снимать и портрет, и кадр-действие среднего плана, и информационные общие планы, и пейзаж, и архитектуру. Весь репортаж, включающий все типы кадров, можно снять одним широкоугольником.

Окно. Фото Михаила Рогозина

Фото Геннадия Михеева

Соловецкие острова. Вид на Сельдяной мыс. Фото Михаила Рогозина. (Вся серия в Примерах)

Современные зум-объективы позволяют заменить сразу несколько объективов с фиксированными фокусами. Например, зум-объектив с диапазоном фокусных расстояний 24-85 мм способен заменить широкоугольный (24-28 мм), стандартный (50 мм) и портретный (85 мм) объективы.

Преимущество зумов неоспоримо при оперативной и протокольной съемке, когда фотограф ограничен временем и зачастую лишен свободы передвижения. В этих ситуациях зумы более удобны, так как для изменения фокусного расстояния достаточно лишь повернуть кольцо управления и не тратить время на смену объективов.

Во всех остальных случаях я рекомендую использовать объективы с фиксированным фокусом. Они требуют от нас постоянного передвижения в поиске точки съемки. Ведь ключ к созданию яркого фотографического образа заключается в поиске этой, всегда единственной, точки съемки. Чрезмерное же увлечение зумом таит опасность привить себе пагубную привычку заполнять кадр, зумируя фокус, не сходя с места. Ну и, конечно, объективы с фиксированным фокусом компактней, легче и обладают большей светосилой.

Особенности съемки широкоугольным объективом

Изобразительные возможности широкоугольника высоко ценятся профессионалами и мастерами фотографии. В репортажной съемке он применяется весьма часто. Но короткофокусный объектив довольно капризен, легко дает нежелательные оптические эффекты, которые необходимо научиться контролировать и, по возможности, нейтрализовать.

Что я имею в виду? Прежде всего – искажения. При съемке широкоугольником они присутствуют всегда, более выражены у сильных объективов. Искажения могут затрагивать геометрическую перспективу – заметно искривлять линии, вытягивать,деформировать привычные формы по периферии кадра. Если при съемке пейзажа, интерьеров, архитектуры эти эффекты мы можем замечать, но они не мешают и не раздражают нас, то при съемке людей они могут создать неприятные пропорции тела, исказить облик. Эта проблема с людьми возникает при съемке с близкого расстояния. В данных условиях съемка широкоугольником, по меткому выражению Павла Кривцова, это, «как по лезвию ножа…».

Почему? Широкоугольник «просит» как можно ближе подойти к человеку. Чем ближе мы подходим, тем объемнее видим человека, тем шире за ним открывается обзор, расширяется перспектива. Но чем ближе мы приближаемся, тем сильнее искажаются ближайшие к объективу части тела. Они увеличиваются, вытягиваются, нарушая естественные пропорции. Даже сантиметры влияют на ту грань, за которой начинаются грубые, уродующие человека, искажения. Это неприятно, неэстетично! Кому хочется видеть себя Карликом-Носом или тыквоголовым инопланетянином?

Что же предпринять, чтобы не допускать искажений? Безусловно, главный прием – поиск точки съемки! Сделайте шаг назад от вашего героя – искажений не будет. Но если вы хотите максимально приблизиться к портретируемому, то следите за тем, чтобы оптическая ось объектива была направлена перпендикулярно условной плоскости, в которую мысленно вписывается фигура человека, и всегда, обязательно, – в центр этой фигуры. Оптимальная точка съемки будет та, которая расположена на равноудаленном расстоянии от разных частей тела, образующих эту самую плоскость. Тогда по краям будут создаваться приблизительно одинаковые незначительные искажения, то есть они будут незаметными. Активно ищите эту точку!

Еще раз подчеркну, что искажения при съемке широкоугольником бывают всегда, но мастера фотографии снимают так, что они незаметны. Рассмотрим другие секреты уходаот искажений. Это композиционные отвлекающие приемы. Снова вернемся к работам Павла Кривцова. Современные исследователи фотографии считают его непревзойденным
мастером съемки портрета широкоугольным объективом. Разберем его основные приемы.

1. Рядом с ближайшей искажаемой частью фигуры располагаем сюжетно-важный предмет. Изменение его формы, величины может быть даже эффектным и отвлечет внимание от диспропорций тела.

Лена Кочеткова – художник декоративной росписи из Жостово. Фото Павла Кривцова

Писатель Олег Волков. Фото Павла Кривцова

Воспоминание о Курской дуге. Старший сержант Данила Ильич Еремченко. Фото Павла Кривцова

1. Светотеневые композиционные решения. Искаженную часть тела уводим в тень.

Мария. Фото Павла Кривцова

Преувеличенно крупная рука не бросается в глаза своими размерами, потому что уведена в тень.

1. Мощные геометрические композиции, линии способны увести наш взгляд от искажений.

Герой Советского Союза Федор Федорович Архипенко, летчик-истребитель, участник Курской битвы. Фото Павла Кривцова

Мы не замечаем громадную левую руку, потому что наш взгляд уходит в «коридор воздушного боя».

Давайте и мы с вами в работе широкоугольником экспериментировать, искать и другие приемы создания красивых, гармоничных фотографий. В фотографической теории этот раздел мало исследован. Возможно, вы откроете здесь что-то новое.

Дополнительная литература по теме урока

1. Вартанов Анри. «Эстетика фотографии. Ракурс», «Советское фото», 1985, No9
2. Э. Хокинс, Д. Эйвон. «Фотография. Техника и искусство», М., «Мир», 1986

Задания к уроку No7 «Выбор объектива. Съемка широкоугольником»

Учимся снимать широкоугольником портрет без искажений

Снимите широкоугольником репортажные портреты, одиночные или групповые, используя все перечисленные на уроке приемы ухода от искажений (четыре приема). По возможности примените эти приемы в вашей теме.

Напоминаю вам, что выполненные задания принимаются в виде ZIP-архива, внутри которого находятся снятые вами фотографии. Архив необходимо загружать в поле для исходной фотографии, а в поле для загрузки основной фотографии задания необходимо загрузить один выбранный вами снимок.

При помощи широкоугольных объективов можно добиваться качественных снимков, но при недостаточной подготовке получается негативный результат. Нужно так поймать кадр в широкоугольник, чтобы в нем не оказались лишние предметы, портящие общее впечатление. Нужно хорошо разобраться в таком вопросе – широкоугольный объектив для чего нужен, прежде чем начинать им активно пользоваться.

При использовании разных типов объективов возникают различные сложности, которые предстоит преодолевать фотографу. Малая глубина резкости характерна для телеобъективов, и данное оборудование предпочтительно для съемки в движении. Когда идет фотографирование подобными устройствами, необходимо максимально открывать диафрагму.

Особенности широкоугольных объективов

Данный тип оптики имеет маленькое фокусное расстояние, так что фотоаппараты с таким приспособлением обеспечивают несколько иное изображение, чем длинный фокус. Они имеют другую глубину резкости и другую перспективу. Так что для того, чтобы использовать эффективно широкоугольники, нужно тщательно изучить их потенциальные возможности.

Если используются советские широкоугольные объективы, нужно сократить расстояние до объекта, и тогда есть шанс получить качественный кадр. Необходимо создавать оптимальное сочетание:

  • фона,
  • объекта,
  • переднего плана.

Получается перспектива, отличная от длиннофокусного прибора, и ей нужно грамотно пользоваться. Известно, что нормальный диапазон фотоаппарата от 35 до 90 миллиметров, создает похожую картинку, как и при взгляде человека без поворота головы.

Получается естественное восприятие изображения без особых искажений. Но если используется широкоугольник, то охватывается больший диапазон, который способен напомнить взгляд человека, но с поворотом головы.

То есть, в объективе отображаются дополнительные объекты, которые разбросаны по горизонту и относительно наблюдателя. Фотограф, работающий с широкоугольником, приобретает дополнительные перспективы для творческого процесса.

Появляется возможность для всевозможных взаимодействий между такими предметами, которые являются неочевидными для человека.

Характеристики широкоугольников

Чтобы ответить на вопрос — широкоугольный объектив для чего нужен, необходимо разобраться в его возможностях. Такие оптические приборы имеют преувеличенную перспективу и предметы, которые захватываются при фотографировании, находятся в некотором отдалении, чем на самом деле.

Подобный эффект достигается благодаря проецированию сцены на плоскости, и все изображения получаются непривычными для человеческого глаза. Если изучить потенциал широкоугольников, с помощью умело сделанных фотографий можно максимально захватывать внимание зрителей.

Кроме того, с помощью них фотографы добиваются большой глубины изображаемого пространства. Причем в этой глубине предметы изображаются с приличным уровнем резкости, что позволяет пользователю создавать оригинальные композиции.

Как правильно использовать широкоугольные объективы?

Чтобы получить действительно уникальную и привлекающую внимание фотографию, нужно располагать фотоаппараты, на которых установлены советские широкоугольные объективы, на определенном расстоянии от объектов.

Если вы нарушите горизонтальность установки камеры, то даже ровные объекты получатся с неестественным наклоном. Такие возможности можно умело использовать для создания фантастических кадров, но делать это нужно предельно точно, чтобы не получить обратный эффект.

Еще есть вариант с дополнительной обработкой полученных широкоугольником снимков, при этом используются специальные компьютерные программы.

Если вы желаете добиться положительного результата при фотографировании подобными аппаратами, необходимо располагать горизонт в самом центре кадра, а потом производить дополнительную обработку снимка.

Обрезаются ненужные элементы и остаются только те объекты, которые вы хотели бы видеть в кадре. Таким образом, зная широкоугольный объектив для чего нужен, и как правильно использовать это устройство, вы сможете получать интересные фотографические шедевры.

Во время просмотра грамотно выполненных снимков с помощью широкоугольников зритель перемещает взгляд с одного участка кадра на другой, и если эти переходы сделаны точно, то просмотр получается особо захватывающим.

Слишком смягченные области на фотографии не всегда получаются гармоничными, поэтому необходимо тщательно настраивать объектив и производить дополнительную обработку кадров для достижения положительного эффекта.

Часто бывает необходимо снять открытый ландшафт или протяженный объект, в то время как возможности имеющейся в вашем распоряжении оптики позволяют сфотографировать лишь фрагмент увиденного. В этой статье мы рассмотрим несколько путей решения данной проблемы.

Существует несколько способов получения снимков с широким охватом пространства: можно, например, купить короткофокусную камеру с несменной зумируемой оптикой, приобрести дорогой широкоугольный объектив для своей зеркалки либо же использовать специальные приложения для склейки цифровых панорамных снимков. У каждого из них есть свои достоинства и недостатки.

Начнем с камер с несменной оптикой, которые позволяют работать на широком угле (т. е. с фокусным расстоянием менее 34 мм). Они наверняка заинтересуют маклеров, страховых агентов, дизайнеров мебели, интерьеров, ландшафтов, различных научных и технических работников, а также прочих пользователей, которые в силу своей занятости или из-за отсутствия навыков работы с цифровым изображением не будут «клеить» панорамные фото. К достоинствам этой техники можно отнести простоту получения «широкого» снимка; среди недостатков, как правило, отмечают высокий уровень хроматизма и явно выраженные явления подушкообразной дисторсии (т. е. существенное искривление вертикальных и горизонтальных линий по краям кадра). Заметим, правда, что последний артефакт в некоторых ситуациях может оказаться достоинством, например при съемке с низкой точки колодцев городских дворов, деревьев в лесу и т. д. - в результате возникают очень интересные эффекты. При фотографировании портретов широкоугольная оптика дает возможность получать оригинальные шаржи.

Итак, на сегодня фактически существует десять актуальных моделей цифровых камер, оснащенных несменной зумируемой оптикой и обеспечивающих съемку на широком угле. Ряд из них мы уже рассматривали на страницах нашего журнала: Fujifilm FinePix Е900 (dFOTO, № 4, 2006), FinePix S9500 (dFOTO, № 1-2, 2006), Canon PowerShot S80 (dFOTO, № 4, 2006), Kodak EasyShare P880 (dFOTO, № 3, 2006), Samsung Digimax Pro 815 (dFOTO, № 1-2, 2006), Sony Cyber-shot DSC-R1 (dFOTO, № 3, 2006), так что в этом материале мы лишь кратко напомним их основные характеристики. Четыре новые камеры - Panasonic Lumix DMC-LX1, Kodak EasyShare V570, Pentax Optio 50L и UFO DC-6332 - будут рассмотрены более подробно.

Canon PowerShot S80

Металлический корпус, имиджевая внешность и огромный функциональный потенциал - чего еще можно пожелать непрофессиональному фотографу? Ну разве что менее шумных изображений при высоких значениях ISO

Класс

Canon PowerShot S80

CCD; 1/1,8"; 8,3/8,0

Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов

Объектив Н.д./24-140 мм/1:2,8-4,1

Zoom Оптический/цифровой 5,8x/2x

Баланс белого

ЖК-монитор
2,5", 237 тыс. пикселов

Все творческие режимы; 13 сюжетов; гистограмма в реальном времени; подсветка автофокуса; русское меню

Шумная трансфокация объектива; нет поддержки RAW; шумы на изображении начиная с ISO 100

Наша оценка

Эргономика

Множество управляющих элементов позволяют оперативно варьировать основные настройки камеры. Очень удобен в работе двухосный джойпэд с кнопкой выбора посередине (она же вызывает фирменное меню Func ). Платформу джойпэда можно использовать для навигационных целей - она вращается вокруг центра.

Функциональность

Canon PowerShot S80 позволяет снимать панорамы и видео. Можно варьировать способ экспозамера, изменять мощность импульса вспышки. Поддерживается гистограмма в реальном времени, брекетинг по фокусу и экспозиции, 9-точечная система интеллектуальной автофокусировки AiAF, имеется также лампа подсветки автофокуса, возможна ручная фокусировка. Непрерывная съемка осуществляется со скоростью 1,8 fps.

Качество снимков

Изображения демонстрируют естественную цветопередачу, хорошую детализацию, неплохую передачу телесных оттенков. Макро выглядит реалистично и объемно. На коротком фокусе заметна небольшая бочкообразная дисторсия. Начиная с ISO 200 шумы существенно портят изображение. По краям кадра имеются хроматические аберрации.

Fujifilm FinePix E900

Основной козырь этой камеры - возможность получения великолепных малошумных изображений на всем диапазоне светочувствительности сенсора вплоть до ISO 800

Класс компактные камеры для творческой съемки

Fujifilm FinePix E900

Матрица: тип, размер, млн пикселов

Максимальный размер кадра 3488×2616 пикселов

Объектив 7,2-28,8 мм/32-128 мм/1:2,8-5,6

Zoom Оптический/цифровой 4x/7,6x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,6/0,075 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800

Баланс белого Авто, солнечно, тень, лампы накаливания, флуоресцентные лампы дневного, теплого и холодного цвета, ручной

ЖК-монитор 2,0", 115 тыс. пикселов

Быстрый старт; гистограмма в реальном времени; поддержка RAW; запись видео и звука; байонет для насадок; возможность питания от внешнего источника

Макро только на широком угле трансфокатора

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»

Эргономика

Кнопка включения утоплена в корпус, что препятствует ее случайному нажатию. Рядом с ней на верхней панели расположен селекторный диск, позволяющий устанавливать все творческие режимы и ряд сюжетов. Слева от дисплея находятся элементы для оперативной установки серийной съемки/автобрекетинга и внесения экспопоправок. Посредством кнопки F вызывается фирменное меню для быстрой смены светочувствительности, размера и степени сжатия кадра, а также цифровых эффектов.

Функциональность

На передней панели имеется байонет для крепления дополнительных оптических насадок. Аппарат позволяет варьировать резкость изображения, способ экспозамера и фокусировки, а также использовать таймер (2 и 10 с). Снимки в режиме просмотра можно вращать, кадрировать и снабжать звуковыми комментариями.

Качество снимков

Fujifilm FinePix E900 позволяет получать качественные и малошумные снимки на всем диапазоне светочувствительности сенсора вплоть до ISO 800. Отличная цветопередача, минимум хроматических аберраций, неплохое макро, реалистичное отображение телесных оттенков.

Fujifilm FinePix S9500

Для компенсации «шевеленки» в данной камере можно использовать более короткие выдержки благодаря расширенному до ISO 1600 диапазону светочувствительности матрицы

Класс камеры с длиннофокусными объективами

Fujifilm FinePix E900

Матрица: тип, размер, млн пикселов Super CCD HR V; 1/1,6"; 9,24/9,0

Максимальный размер кадра 3488×2616 пикселов

Объектив 6,2-66,7 мм/28-300 мм/1:2,8-4,9

Zoom Оптический/цифровой 10,7x/2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро/супермакро 0,5/0,1/0,01 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800, 1600

Баланс белого Авто, солнечно, тень, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (2 типа), ручной (2 типа)

ЖК-монитор 1,8", 118 тыс. пикселов

Отличная эргономика; использование элементов АА; ручное зумирование; неограниченная мультиэкспозиция; синхроконтакт; горячий башмак; низкие шумы матрицы

Медленные автофокус и запись снимков

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией «Стереосвит»

Эргономика

Объектив Fujifilm FinePix S9500 оснащен механической системой зумирования. Радует возможность питания от внешнего источника и наличие бленды в комплекте. Подвижный ЖК-дисплей может отклоняться на 90° вверх и, после выдвижения, примерно на 45° вниз. Для варьирования опций используется специальное колесо. Ряд важных параметров съемки можно оперативно изменять с помощью кнопки F (см. выше).

Функциональность

В камере доступны три типа экспозамера и автофокусировки, все творческие режимы, «зеленая зона», пять сюжетов, присутствует также возможность неограниченной мультиэкспозиции. Есть гистограмма в реальном времени. При недостатке освещения активируется подсветка АФ. Устройство позволяет записывать видео со звуком в формате M-JPEG (640×480 пикселов, 30 fps).

Качество снимков

Снимки имеют незначительные шумы вплоть до ISO 800. На изображениях видны следы довольно агрессивной системы шумоподавления, из-за чего страдает детализация. К цветопередаче претензий нет. Традиционно хорошо передаются телесные оттенки.

Kodak EasyShare P880

Аппарат поддерживает многие функции, характерные для профессиональных моделей, однако общее положительное впечатление несколько портят его скоростные показатели

Класс камеры для творческой съемки

Kodak EasyShare P880

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 1/1,8"; 8,3/8,0

Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов

Объектив Н.д./24-140 мм/1:2,8-4,1

Zoom Оптический/цифровой 5,8x/2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,25/0,05 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 50, 100, 200, 400; для 0,8 Мп - до 800-1600

Баланс белого Авто, дневной свет, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, облачно, открытая тень, закат, ручной, три предустановки

ЖК-монитор 2,5", 237 тыс. пикселов

Объектив с ручным зумированием; великолепный дисплей; горячий башмак и синхроконтакт; запись снимков в RAW

Медленная работа автофокуса и запись фотографий на карту памяти; отсутствие поворотного дисплея

Наша оценка

Эргономика

Аппарат заключен в пластмассовый корпус, имеется оптический видоискатель с диоптрийной подстройкой. Карта памяти вставляется в гнездо на правой панели, следовательно, камеру не нужно снимать со штатива, чтобы сменить носитель. Устройство неплохо лежит в руках, правда, во время работы некоторые кнопки на задней панели попадают под правую ладонь.

Функциональность

Kodak P880 поддерживает все творческие режимы, 12 сюжетных программ и 3 слота для сохранения пользовательских настроек. Обеспечиваются все виды экспозамера. Кроме горячего башмака, имеется классический внешний синхроконтакт, а также традиционный разъем для фирменных док-станций (последние делают более удобной загрузку отснятого материала в ПК и прямую фотопечать).

Качество снимков

Хроматизм минимален. Электронный шум незаметен лишь при низких значениях светочувствительности матрицы (ISO 50-100). Отличный динамический диапазон. При широкоугольном положении зум-объектива явно выражена подушкообразная дисторсия, при максимальном фокусе этот артефакт отсутствует.

Kodak EasyShare V570

Первая в мире камера, которая для обеспечения сверхширокого угла охвата использует дополнительный объектив. Таким образом, у нее два объектива: один - с постоянным фокусным расстоянием, другой - с переменным (3-кратный).

Класс имиджевые камеры

Kodak EasyShare V570

Матрица: тип, размер, млн пикселов (всего/эффективных) CCD; 1/2,5"; 5,4/5,0

Максимальный размер кадра 2576×1932 пиксела

Объективы Эквивалент для пленочных 35 мм камер 23 мм/39-117 ммМаксимальная апертура 1:3,9-4,4

Zoom Оптический/цифровой 3x/3,2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/сверхширокоугольный/макро 0,6/0,8/0,05 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400, 800 (только для 1,8 Мп)

Баланс белого Авто, дневной свет, открытая тень, лампы накаливания, люминесцентные лампы

ЖК-монитор 2,5", 230 тыс. пикселов

Память 28 MB встроенной, SD

Форматы файлов JPEG, MPEG-4 (со звуком)

Габариты (Ш×В×Г) 101×49×20 мм

125 г

Металлические корпус и штативное гнездо; два объектива со встроенной металлической шторкой; множество сюжетных программ; док-станция в комплекте; поддержка записи видео в MPEG-4; интегрированные средства редактирования видео

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией MTI

Дизайн

Аппарат имеет великолепный строгий дизайн: черный компактный удлиненный металлический корпус, хромированные вставки, блестящие псевдосенсорные кнопки, металлическая шторка, прикрывающая объективы.

Эргономика

Несмотря на свои сравнительно небольшие габариты, камера явно рассчитана на работу двумя руками: 2,5-дюймовый монитор расположен по центру, справа - джойстик и рычаг трансфокатора, слева - кнопки для управления режимами вспышки, просмотра изображений, удаления снимков, вызова меню, загрузки отснятых материалов в компьютер через док-станцию (поставляется в комплекте).

Функциональность

Kodak V570 оборудована двумя объективами, что в общей сложности обеспечивает 5-кратное увеличение картинки. Она позволяет снимать в программном режиме, а также содержит 21 сюжетную программу съемки и один слот для сохранения пользовательских настроек. Активируя функцию быстрого просмотра кадра, по цвету специального значка (ладонь со скобкой) можно судить о резкости полученного изображения. Кроме того, пользователю доступна видеосъемка (640×480×30 fps) в формате MPEG-4 продолжительностью 5, 15 или 30 с. Примечательно, что видеоклипы можно делить на фрагменты, а также получать статичные кадры в формате JPEG.

Быстродействие

Камера довольно быстро готовится к работе. Трансфокация вариообъектива происходит хоть и оперативно, но с большим шагом дискретности. Наведение на резкость оптики с постоянным фокусом совершается практически мгновенно, а вот при использовании зум-объектива для получения резкого снимка камере требуется чуть больше времени (при необходимости автоматически включается лампа подсветки автофокуса).

Качество снимков

Благодаря широкоугольному объективу эта модель позволяет получать поистине уникальные пейзажные снимки, правда, их детализация оставляет желать лучшего, а вот дисторсионные искажения вполне терпимы. При использовании любого из объективов на снимках видны умеренные хроматические аберрации по всей площади кадра. Порадовала отличная передача телесных оттенков. А вот шумы существенно портят картинку начиная c ISO 200 и выше.

Panasonic Lumix DMC-LX1

Фотоаппарат тоже может вызвать любовь с первого взгляда - в LX1 нравится буквально все: дизайн, объектив с системой стабилизации, быстродействие, функциональность, вот только CCD-матрица здесь слишком шумная.

Класс компактные камеры для творческой съемки

Panasonic Lumix DMC-LX1

Матрица: тип, размер, млн пикселов(всего/эффективных) CCD; 1/1,6"; 8,6/8,4

Максимальный размер кадра 3840×2160 (16:9), 3248×2160 (3:2),
2880×2160 (4:3) пикселов

Объектив
Фокусное расстояние 6,3-25,2 мм Эквивалент для пленочных 35 мм камер 28-112 мм
Максимальная апертура 1:2,8-4,9

Zoom
Оптический/цифровой 5,6x/4x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,05 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 80, 100, 200, 400

Баланс белого Авто, дневной свет, облачность, галогеновые лампы, ручной (2 слота)

ЖК-монитор 2,5", 207 тыс. пикселов

Память SD (32 MB в комплекте)

Форматы файлов RAW, TIFF, JPEG, M-JPEG (со звуком)

Габариты (Ш×В×Г) 105,7×55,8×42,5 мм

Масса (без аккумуляторов и карты памяти) 185 г

Фирменная система оптической стабилизации изображения; гистограмма в реальном времени; подсветка автофокуса; все творческие режимы; брекетинг по экспозиции; 14 сюжетов; высокая скорость серийной съемки; великолепная эргономика; металлическое штативное гнездо

Высокий уровень шумов; посредственное макро; ошибки при автоопределении баланса белого

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией ERC

Дизайн

Дизайн камеры великолепен: компактный черный металлический корпус, на передней панели - серебристый цилиндр объектива и декоративная вставка, улучшающая эргономику, кнопки «под хром». Ничего лишнего, все строго и со вкусом.

Эргономика

Благодаря упомянутой вставке и специальным наплывам на задней панели Panasonic DMC-LX1 очень удобно удерживать в правой руке. Основные режимы съемки устанавливаются с помощью рифленого диска на верхней панели. Здесь же находится кнопка для управления системой стабилизации изображения (она может быть отключена, включена постоянно либо только в момент съемки). Системное меню русифицировано.

Функциональность

Сверху на цилиндре объектива расположен переключатель соотношения сторон кадра 16:9/3:2/4:3. Заметим, что в последнем положении камера сможет снимать с максимальным разрешением 6 мегапикселов, зато при этом будет обеспечиваться 5,6-кратное оптическое увеличение. Слева на объективе имеется переключатель AF/AF Macro/MF , определяющий способ фокусировки.

Вспышка открывается механически - с помощью рычажка слева на верхней панели, вручную регулировать мощность ее импульса невозможно, зато легко установить режим компенсации эффекта красных глаз и медленную синхронизацию.

Камера поддерживает все творческие режимы, автобрекетинг по экспозиции и 14 сюжетов. Имеется разъем для подключения внешнего питания.

Быстродействие

LX1 не очень быстро готовится к работе, зато она демонстрирует сравнительно высокие показатели серийной съемки - до 3 fps (в режиме Высокая скорость сериями по 5 или 9 кадров в зависимости от степени сжатия снимка). Наведение на резкость также происходит достаточно быстро и уверенно. Скорость трансфокации объектива умеренная.

Качество снимков

При автоматическом определении баланса белого на снимках преобладают теплые оттенки. При установке ISO выше 200 на изображениях заметны следы довольно агрессивной работы системы шумоподавления (кстати сказать, степень ее воздействия можно регулировать с помощью системного меню). Макро посредственное, на портретах телесные оттенки отдают краснотой.

Pentax Optio 50L

Класс камеры начального уровня

Pentax Optio 50L

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 1/2,5"; 6,3/6,2

Максимальный размер кадра 2816×2112 пикселов

Объектив

Zoom Оптический/цифровой 3х/4х

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,06

Светочувствительность матрицы (экв. ISO)
Авто, 50, 100, 200

Баланс белого

ЖК-монитор
2,5", 201 тыс. пикселов

Большой ЖК-экран; удобное управление; русское меню; разъем для подсоединения к внешнему источнику питания

Незащищенные интерфейсные разъемы; нет оптического видоискателя; шумные изображения; ошибки баланса белого

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией ERC

Эргономика

Камеру неудобно держать в одной руке - большой палец правой руки может случайно задеть слишком крупные кнопки. Дисплей защищен пластиком. Кнопка включения утоплена в корпус на верхней панели, что препятствует ее случайному нажатию. Основные режимы устанавливаются с помощью селекторного диска со Спуском затвора посередине. К сожалению, гнездо для карты памяти расположено рядом с батарейным отсеком, а интерфейсные разъемы ничем не прикрыты.

Функциональность

Pentax Optio 50L поддерживает полностью автоматический и программный режимы, а также позволяет использовать сюжетные программы - Портрет, Пейзаж, Спорт и Ночная съемка . Кроме того, возможен захват видео со звуком 320×240×20 fps в формате M-JPEG.

Качество снимков

Аппарат медленно готовится к съемке. Существенные шумы на изображениях присутствуют начиная с ISO 100, агрессивная система шумоподавления ухудшает детализацию. Система автоопределения баланса белого работает неточно, зато камера демонстрирует довольно хороший макрорежим. Неплохо передаются оттенки телесного цвета.

Samsung Digimax Pro 815

Ни у одной камеры нет 15-кратного зум-объектива при 8-мегапиксельной матрице, дополнительного цветного ЖК-монитора с функцией видоискателя и столь большого, 3,5-дюймового, ЖК-дисплея.

Класс камеры с длиннофокусными обьективами

Samsung Digimax Pro 815

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 2/3"; 8,3/8,0

Максимальный размер кадра 3264×2448 пикселов

Объектив 7,2-108 мм/28-420 мм/1:2,2-4,6

Zoom Оптический/цифровой 15х/4х

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро/супермакро 0,5/0,1/0,03

Светочувствительность матрицы (экв. ISO)
Авто, 50, 100, 200, 400

Баланс белого Авто, солнечно, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (2), вспышка, ручной (2)

ЖК-монитор 3,5", 235 тыс. пикселов

Отличный объектив; большой ЖК-дисплей; дополнительный верхний цветной ЖК-монитор с функцией видоискателя; брекетинг по экспозиции, балансу белого и фокусу

Заметный шум при чувствительности выше ISO 200

Наша оценка

Продукт предоставлен представительством Samsung в Украине

Эргономика

Благодаря дополнительному верхнему цветному ЖК-монитору этой камерой легко снимать скрытно от пояса. На объективе имеются три кольца - одно механическое (для трансфокации) и два электронных (для фокусировки и варьирования диафрагмы). Огорчает непродуманная конструкция крышки отсека - иногда карту памяти из гнезда невозможно изъять без пинцета.

Функциональность

Samsung Digimax Pro 815 позволяет сохранять изображения в RAW и TIFF, записывать видео 640×480×30 fps со стереозвуком, дает возможность полного ручного управления, допускает матричный, центровзвешенный и точечный экспозамер, имеет множество сюжетных программ и творческие режимы. Можно вести серийную съемку со скоростью до 2,5 fps. Запись полноразмерных снимков на карту памяти происходит медленно.

Качество снимков

При огромном диапазоне трансфокации объектива фактически отсутствуют хроматические аберрации, дисторсия тоже вполне терпимая. Система автоопределения баланса белого работает посредственно. При включении чувствительности выше минимальных ISO 50 становится заметен шум.

Sony Cyber-shot DSC-R1

Модель рассчитана на опытного фотолюбителя, ищущего универсальный аппарат с несменной оптикой; она обеспечивает поддержку многих привлекательных функций, характерных для цифровых камер.

Класс полупрофессиональные камеры

Sony Cyber-shot DSC-R1

Матрица: тип, размер, млн пикселов CMOS; 21,5×14,4 мм; 10,8/10,3

Максимальный размер кадра 3888×2592 пиксела

Объектив 14,3-71,5 мм/24-120 мм/1:2,8-4,8

Zoom Оптический/цифровой 5x/2x

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,35 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 160, 200, 400, 800, 1600, 3200

Баланс белого Авто, солнечно, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы, вспышка, ручной

ЖК-монитор 2", 134 тыс. пикселов

Объектив Carl Zeiss; малошумный CMOS-сенсор; поворотный дисплей; поддержка карт MS и CF; синхронизация с внешними вспышками на 1/2000 с; подсветка автофокуса

Минимальная выдержка 1/2000 с; нет видео и установки ББ в Кельвинах; медленная запись RAW-файлов

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией ERC

Эргономика

Практически все основные параметры съемки можно устанавливать без использования системного меню. Трансфокация оптики осуществляется механически. Переключение между дисплеем и цветным электронным ЖК-видоискателем может происходить автоматически при поднесении камеры к лицу.

Функциональность

Sony DSC-R1 поддерживает все творческие режимы, автобрекетинг по экспозиции, четыре сюжета, можно варьировать экспозамер и способы фокусировки. Впечатляет широкий диапазон диафрагм (1:2,8-16) и возможность синхронизации с внешними вспышками на выдержках до 1/2000 с. К сожалению, нельзя установить значения баланса белого, соответствующие цветовой температуре в Кельвинах.

Качество снимков

Отличная детализация изображений обеспечивается великолепным объективом и CMOS-матрицей высокого разрешения. Камера демонстрирует хорошую цветопередачу и плавные градиенты, отличный динамический диапазон, прекрасную передачу телесных оттенков. При светочувствительности сенсора вплоть до ISO 400 шумов на снимках практически не наблюдается.

UFO DS6332

Эта камера наверняка заинтересует тех, кто ищет недорогой компактный фотоаппарат для ежедневной съемки; многих также порадует возможность видеосъемки в формате MPEG-4.

Класс компактные камеры начального уровня

UFO DS6332

Матрица: тип, размер, млн пикселов CCD; 1/2,5"; 6,3/6,2

Максимальный размер кадра 2816×2112 пикселов

Объектив 5,4-16,2 мм/32-96 мм/1:3,2-5,5

Zoom Оптический/цифровой 3х/4х

Минимальная дистанция фокусировки Стандартный режим/макро 0,5/0,06 м

Светочувствительность матрицы (экв. ISO) Авто, 50, 100, 200

Баланс белого Авто, дневной свет, облачно, лампы накаливания, флуоресцентные лампы (2), ручной

ЖК-монитор 2,5", 201 тыс. пикселов

Металлический корпус; подсветка автофокуса; видео MPEG-4; русифицированное меню; украинская документация

Посредственная оптика; незащищенный разъем USB; значительные шумы при ISO 200

Наша оценка

Продукт предоставлен компанией «Юг-Контракт»

Эргономика

Во время фотосъемки джойпэд позволяет управлять вспышкой, устанавливать макрорежим и фокус «на бесконечность», использовать таймер (2, 10, 12 с), вносить поправки в экспозицию, снимать на фоне обратной подсветки. Слева на верхней панели расположен переключатель Фото/Видео/Воспроизведение . Большой 2,5-дюймовый TFT-монитор прикрыт защитным пластиком.

Функциональность

В камере доступны программный режим, 11 сюжетов, непрерывная съемка, автобрекетинг по экспозиции и захват видео со звуком в формате MPEG-4 (640×480 пикселов, 30 fps, продолжительность клипа ограничена лишь емкостью карты памяти). Имеется функция диктофона. В программном режиме можно варьировать экспозамер, светочувствительность, баланс белого, а также резкость и цветовую насыщенность картинки.

Качество снимков

Снимки демонстрируют естественную цветопередачу. При съемке на ISO 200 становятся заметными последствия работы агрессивной системы шумоподавления. Хроматические аберрации присутствуют по всей площади кадра, к границам они усиливаются.

Оптические насадки

Заметим, что при выборе широкоугольной камеры с несменной оптикой не следует забывать о разрешении сенсора. Так, примерно при одинаковом охвате пространства 10-мегапиксельная Sony Cyber-shot DSC-R1 в конечном итоге позволит воспроизвести на снимке гораздо больше деталей, чем 5-мегапиксельная Kodak EasyShare V570. Поэтому изначально нужно четко знать, для каких целей вы будете использовать фотоаппарат. Если для Web-дизайна, то пяти мегапикселов вполне достаточно, если для печати изображений формата A4 и выше, то имеет смысл приобрести камеру, оснащенную более мощными оптикой и сенсором.

Существенно расширить «широкоугольные» возможности аппаратов с несменными объективами помогут фирменные оптические насадки.

Сразу хотим обратить ваше внимание на то, что при работе с конвертерами в цифровых любительских камерах нельзя (а зачастую это и в принципе невозможно) пользоваться оптическими видоискателями, поскольку они сопряжены только со встроенными объективами моделей.

Своей отличной «апгрейдабельностью» традиционно славится ряд фотокамер Canon PowerShot серий A и G. К примеру, при проектировании модели Canon PowerShot A700 в ее конструкцию была заложена возможность подсоединять различные насадки с помощью байонетного крепления, закрытого специальной пластмассовой заглушкой. Для работы с дополнительными конвертерами аппарату необходим адаптер LA-DC58G. На одном его конце находится байонет, а второй оснащен резьбой диаметром 58 мм. Длина переходника обеспечивает нормальную работу объектива во всех положениях и его совместимость с конвертерами для широкоугольной (0,7x, WC-DC58N) и телефотосъемки (1,75x, TC-DC58N), позволяющими увеличить диапазон фокусных расстояний до эффективного 15-кратного оптического зума, а также с линзой для макросъемки 250D.

И без того большой диапазон трансфокации объектива популярных в прошлом моделей Olympus Camedia C-5060 WideZoom и Camedia C-7070 WideZoom (к сожалению, уже снятых с производства) может быть расширен путем приобретения дополнительного пластмассового адаптера CLA‑7, а также теле- (1,7x, TCON-17C) и широкоугольного (0,7x, WCON-07C) конвертеров.

Широкоугольная насадка Konica Minolta ACW-100 подходит для фотоаппаратов Minolta Dimage A2/A2/7i/7Hi, 0,7-кратный конвертер Sony VCL-HGD0758 совместим с камерами Cyber-shot DCR-F717/707/F828, а Nikon WC-E80 обеспечит съемку на широком угле для Coolpix 5400/5700/8700.

Таким образом, в определенном смысле можно утверждать, что конвертеры для цифровых камер с несменной оптикой играют примерно ту же роль, что и сменные объективы для зеркальных аппаратов. К недостаткам подобных решений следует отнести существенные геометрические искажения на максимально широком угле. Многие из этих артефактов невозможно будет до конца компенсировать средствами фоторедакторов. Все фотографии, представленные на этом развороте журнала, сделаны с использованием оптических насадок. Недостатки таких решений видны, что называется, невооруженным глазом. Поэтому при использовании широкоугольных оптических насадок желательно соблюдать следующие правила: 1) фотографировать портреты следует лишь с целью получения дружеских шаржей; 2) при съемке архитектурных сооружений нужно выравнивать камеру относительной горизонтали и вертикали; 3) при создании групповых снимков желательно людей размещать в центре композиции; 4) наиболее целесообразно такую оптику использовать для фотографирования пейзажей.

Широкоугольные объективы к зеркальным камерам

Стандартная оптика, которая поставляется в наборах с бюджетными цифровыми зеркальными камерами, зачастую также дает возможность снимать на широком угле. К примеру, Olympus E-500 может комплектоваться объективами Zuiko Digital 14-45 мм f/3,5-5,6 либо Zuiko Digital 17,5-45 мм 1:3,5-5,6; Canon EOS 350D - EF-S 18-55 мм f/3,5-5,6; Nikon D50 - AF-S DX 18-55 мм f/3,5-5,6G и т. д. Однако возможности такой оптики, увы, не впечатляют: довольно высокий уровень хроматических аберраций, виньетирование, существенные дисторсионные искажения на коротком фокусе, нередко посредственная разрешающая способность и др.

Бюджетные объективы позволяют добиваться приемлемого качества изображения для печати форматов А4 и больше лишь на средних значениях диафрагмы и только на части диапазона фокусных расстояний, в то время как дорогие объективы дают возможность работать при любых параметрах. Заметим, правда, что для любительских снимков небольших размеров (до 10×15 см) качественная картинка может быть получена фактически с помощью любой оптики. И все же, чтобы адекватно снимать открытые ландшафты, протяженные объекты и интерьеры, лучше обзавестись специальной оптикой. Надо сразу сказать, что стоит она дорого. Зато такие объективы смогут обеспечить качественно новый уровень ваших кадров - они практически лишены упомянутых выше артефактов.

Вот цены на наиболее популярные широкоугольные объективы, которые применяются для съемки цифровыми камерами.

Canon: EF 17-40 мм f/4,0L USM ($789); EF 24-105 мм f/4L IS USM ($1338); EF 24-70 f/2,8L USM ($1337); EF-S 17-55 мм f/2,8 IS USM ($1179).
Nikon: Nikkor AF-S DX 18-70 мм f/3,5-4,5G ($345); DX 17-55 мм f/2,8G IF-ED AF-S ($1560); 17-35 мм f/2,8D IF-ED AF-S ($1515); DX 12-24 мм f/4G IF-ED AF-S ($1175); 18-35 мм f/3,5-4,5D IF-ED ($525); 24-85 мм f/3,5-4,5G IF-ED AF-S ($395); AF-S DX VR 18-200 мм f/3,5-5,6 G IF-ED ($938).
Olympus: Zuiko Digital 11-22 мм f/2,8-3,5 ($794); Zuiko Digital 14-45 мм f/3,5-5,6 ($233); Zuiko Digital 14-54 мм f/2,8-3,5 ($542); Zuiko Digital 7-14 мм f/4 ($1680).
Sigma: 14 мм f/2,8 EX Aspherical HSM ($425); 12-24 мм f/4,5-5,6 ($665); 15-30 мм f/3,5-4,5 ($555); 20-40 мм f/2,8 ($605); 24-60 мм f/2,8 EX DG ($345); 24-135 мм f/2,8-4,5 ($165); 10-20 мм f/4-5,6 EX DC ($535); 18-125 мм f/3,5-5,6 DC ($310).
Tamron: SP AF11-18 мм f/4,5-5,6 Di II LD Aspherical (IF) ($690); SP AF17-50 мм f/2,8 XR Di II LD Aspherical (IF) ($1200); SP AF17-35 мм f/2,8-4 Di LD Aspherical (IF) ($543).
Tokina: AT-X 124 AF Pro DX 12-24 мм f/4,0 ($900).
Pentax: DA 16-45 мм f/4 ED AL ($500); DA 18-55 мм f/3,5-5,6 AL ($300).

Создание панорамных снимков

Адекватно передавать большие пространства или протяженные объекты можно с помощью практически любой достаточно качественной цифровой камеры. Сегодня многие современные модели поддерживают сюжетные панорамные программы. При установке такого режима вам будет необходимо последовательно снять серию частично перекрывающихся изображений, а встроенная утилита склеит их в одно результирующее. Ряд производителей предлагают сшивать отдельные кадры на компьютере с помощью фирменных утилит, идущих в комплекте, например Canon PhotoStitch, Olympus Camedia Master и др.

Некоторые разработчики стремятся дополнительно заработать на этих функциях, чем обеспечивают существенные неудобства для пользователей. К примеру, фотокамеры Olympus, поддерживающие два вида карт памяти (CF и xD), исходные кадры для панорамных снимков могут записывать только на фирменные носители (xD); более того, если такие снимки были пересохранены в каком-либо фоторедакторе, скажем, с целью выравнивания экспозиции или удаления с изображений визуального мусора, то склеить их в панорамный снимок с помощью фирменных средств уже не удастся.

Существует немало сторонних утилит для склеивания панорам, например The Panorama Factory 4.2 , Realviz Stitcher 5.1 , Photovista Panorama 3.5 , PanaVue ImageAssembler 3 , ArcSoft Panorama Maker 3.5 . О первых четырех продуктах мы подробно писали в dFOTO, ї 1-2, 2004 г. (статья «Панорамная фотография»), о последнем читайте в статье «Широким взглядом» (dFOTO, ї 6, 2005 г.).

Заметим, что все упомянутые программы - вовсе не универсальные рецепты, дающие возможность оперативно добиваться приемлемых результатов. Хороший панорамный снимок рождается на этапе получения исходных изображений. По большому счету, при создании панорамы необходимо применять специальные штативные головки, обеспечивающие строгое выравнивание положения камеры относительно вертикальной и горизонтальной осей и вращение ее вокруг точки фокуса объектива. Увы, стоят они недешево, кроме того, изделия некоторых брендов приобрести в Украине будет проблематично. Из наиболее доступных продуктов упомянем головы Manfrotto - Multi Row Pan Head 303SPH (для сферических панорам), Precision Pan Head 303 Plus и Pan Head 303 (для цилиндрических панорам).

Ну а если нет возможности купить эти продукты, напомним основные правила съемки горизонтальных панорам: 1) используя обычный штатив с ватерпасом, выставляем камеру горизонтально; 2) выбираем и фиксируем экспозицию (функция AE Lock), баланс белого и фокусное расстояние по одному из наиболее важных кадров (заметим, что нежелательно снимать панорамы несменной оптикой на широком угле из-за сильных дисторсионных искажений); 3) поворачивая камеру на определенный угол после каждого снимка (обычно слева направо), следим за тем, чтобы перекрытие между соседними кадрами составляло 20-50%; 4) после коррекции геометрических искажений и нахождения зон перекрытия склеиваем кадры в панорамы в выбранной программ

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то