Как проверить вентилятор на ноутбуке. Система охлаждения ноутбука Как проверить работу вентилятора на ноутбуке hp

Перегрев ноутбука - частая причина обращения в сервисный центр. В лучшем случае ноутбук заметно «тормозит». В худшем - высокая температура приводит к поломке. Причины разные: неправильная эксплуатация, забитые пылью вентиляционные отверстия, износ термо-интерфейса и даже изначально неудачная конструкция. Попробуем разобраться, что вызывает причины перегрева, и как с ними бороться.

Из чего состоит

Система охлаждения ноутбука состоит из вентилятора (или вентиляторов), радиаторов и вентиляционных отверстий на корпусе. Типовая конструкция - медный радиатор змейкой проходит через процессор и чипы видеокарты, ведет к вентилятору, который выдувает горячий воздух через отверстие в корпусе ноутбука. В местах контакта радиатора с чип, между ними находится слой термо-интерфейса: терморезинка или термопаста.

Как определить температуру

Современные ноутбуки умеют диагностировать себя самостоятельно. Почувствовав, что температура «переваливает» за нормальную, ноутбук снижает производительность. Про такое говорят, что «компьютер стал тормозить». В более сложных ситуациях, ноутбук аварийно отключается и при следующей загрузке выводит предупреждение о проблеме. Но только на интеллект ноутбука уповать не стоит. Самостоятельно определить высокую температуру можно «на глаз». Если вы чувствуете, что ноутбук греется заметно сильнее, чем при покупке, то нужно принимать меры. Кому ближе научный подход - рекомендуем установить программу-термометр. Например, HWMonitor. Обратите внимание, что замеры нужно делать в «нагруженном» состоянии - при просмотре фильма, при работе с 3D-графикой или во время игры.

HWMonitor показывает температуру чипсета (THRM), ядер процессора (Core #0 и Core #1), чипа видеокарты (GPU Core) и жесткого диска (HDD). Максимальные температуры оборудования зависят от модели, но есть ориентировочные цифры:

  • процессор - 75-85°;
  • видеокарта - 70-90°;
  • винчестер - 50-60°;
  • чипсет - до 90°.

Если температура превышает верхний предел, имеет смысл обратиться за помощью специалиста.

Причины перегрева и необходимые меры

Неудачная конструкция системы охлаждения

Увы, бывает, что перегрев связан с конструктивными особенностями ноутбука. Обычно такой ноутбук сильно греется с первого дня работы, либо после недолгой эксплуатации, т.к. более восприимчив к причинам, о которых пойдет речь ниже.

Отчаиваться не нужно. Соорудите на своем столе несложную конструкцию, как на фото. Просто немного приподнимите задний торец. Это улучшит циркуляцию воздуха, и температура может снизиться на 5-10 градусов. Способ можно применять где угодно - подойдет обычная книжка.

Большего эффекта можно добиться с помощью специальной охлаждающей подставки. Подставка представляет собой конструкцию с вентиляторами. С ними можно добиться снижения температуры на 5-15 градусов. Из недостатков - большие габариты и необходимость во внешнем питании от розетки или USB.

«Народные умельцы» предлагают и более оригинальные решения.

Неправильная эксплуатация

Ноутбуком можно пользоваться только на твердых поверхностях - на столе или на подставке. В крайнем случае - на коленях (хотя долго в такой позе просидеть сложно). Все дело в вентиляционных отверстиях. Когда ноутбук стоит на столе на небольших «ножках», под его корпус поступает воздух. При установке ноутбука на мягкую поверхность (в кровать, на диван, на толстую скатерть) вентиляционные отверстия оказываются закрыты. Горячий воздух не отводится, холодный не поступает, и температура внутри корпуса растет.

Рекомендация очень простая: перестать эксплуатировать ноутбук неправильно. Работать за столом. А если вы не представляете себе жизни без ноутбука в постели, используйте прикроватные столики и подставки. Последние, например, можно купить в Икее.

Отверстия и вентилятор забились пылью

Это происходит практически со всеми ноутбуками. Пыль скапливается внутри корпуса, забивает вентиляционные отверстия и ухудшает работу вентиляторов. Рекомендуется проводить плановую чистку после окончания гарантийного срока и каждый следующий год. Чистку можно проводить только изнутри. Никакой пылесос, специальный «компьютерный» или мощный домашний, не смогут вытянуть всю пыль через забитые отверстия.



А еще разборка-сборка требуют определенных знаний. Хотя бы теоретических. Будет печально наблюдать, как треснула материнская плата из-за того, что винты были завинчены не в той последовательности.

Замена термо-интерфейса

Как мы уже говорили в самом начале, в местах контакта радиатора с чипами между ними находится прослойка терморезины или термопасты. При замене термо-интерфейса важны не только знания, но и навык. Слишком толстый, тонкий или неравномерный слой может привести к тому, что ноутбук будет греться еще больше, чем раньше. Как правило, замену термо-интерфейса совмещают с чисткой от пыли.

Выход системы вентиляции из строя

Система вентиляции ноутбука состоит из двух частей:

  • Система теплоотвода - совокупность термотрубок и радиаторных решеток. Предназначена для передачи тепла от кристаллов процессоров к радиаторам, где это тепло рассеивается потоком воздуха.
  • Самого вентилятора. На некоторых моделях ноутбуках может отсутствовать.

Чаще всего из строя выходит сам вентилятор, обычно из-за перегрева заклинивает подшипник или разбалтывается со временем и начинает «трещать». В «умных» ноутбуках, при неисправном вентиляторе, при старте БИОС выдает сообщение об ошибке системы охлаждения. Для диагностики такой неисправности в более бюджетных ноутбуках достаточно поднести руку к выходной решетке радиатора при значительной нагрузке, отсутствие потока воздуха и шума вентилятора свидетельствует о неисправности вентилятора.

Вторая распространенная неисправность системы охлаждения - неисправность термотрубок. Термотрубки перестают проводить тепло от процессора к радиаторной решетке. При этом вентилятор будет работать на полных оборотах, из ноутбука будет выводиться холодный поток воздуха, но процессор будет перегреваться. Данная неисправность опасна для ноутбука выходом из строя процессора или материнской платы.


Но фото видно, что термотрубка оторвана от медной пластинки, теплоотвода от процессора нет

С такими неисправностями можно бороться только одним способом - заменой.

Итак, если ваш ноутбук стал слишком сильно греться, убедитесь, что вы правильно его используете. Если проблемы проявляются при работе на твердых поверхностях - несите в сервис. Пока это всего лишь повышение температуры. Но если ничего не делать, это может привезти к серьезным физическим поломкам оборудования. Лучше профилактика.

Вы заметили, что ноутбук стал сильно нагреваться и шуметь. Игры, просмотр фильмов с высоким разрешением, архивация данных приводят к зависаниям и медленной работе ПК. Пришло время выяснить в чём причина – провести диагностику перегрева ноутбука

Шумность и медленная работа ноутбука – возможно, результат нарастания температуры и последующей усиленной работы кулера системы охлаждения ноутбука, которая не справляется с возникающей нагрузкой из-за снижения собственной эффективности.

Так замедление в работе приложений может быть заметно уже после повышения температуры выше 70-75 градусов. Это является следствием динамического снижения частоты центрального процессора ноутбука (т.н. дросселирование или троттлинг CPU).

При дальнейшем нарастании температуры ноутбук может отключиться для защиты системы от перегрева.

Перманентная эксплуатация ноутбука с такой неисправностью приведёт к выходу из строя материнской платы. Чаще всего из строя выходит северный мост или видеокарта. Надо сказать, что услуга не из дешёвых. Поэтому лучше провести экспресс диагностику и предотвратить дорогостоящий ремонт.

Общие признаки перегрева ноутбука:

  • ноутбук начинает всё сильнее шуметь;
  • клавиатура становится горячей;
  • Windows, игры и прочие приложения начинают тормозить.

Некоторые неудобства во время работы за ноутбуком, который перегревается (может помочь при диагностике)

  • Ноутбук сильно шумит. Так постоянно на повышенных оборотах работает кулер, что сокращает срок его эксплуатации;
  • Ощутимо греется клавиатура, тачпад и корпус. Работать за таким устройством становиться не комфортно;
  • Ноутбук сильно тормозит. Программы перестают отвечать на запросы (зависают) – снижается производительность.
  • Ноутбук может отключаться внезапно. Пользовательские данные могут быть потеряны из-за внезапного отключения устройства. Включить его тут же после отключения часто не представляется возможным – нужно время чтобы процессор и радиатор остыл.

Чтобы правильно провести диагностику и выявить перегрев ноутбука необходимы некоторые обязательные условия:

  1. Наличие минимальных знаний у человека, проводящего диагностику. Правильно измерить температуру процессора, видеокарты ноутбука надо знать и уметь как. Также придётся оценить степень нагрева чипсета в динамике, учитывая время, нагрузку – обязательные требования. Желательно ориентироваться в понятиях: нормальные температурные показатели ноутбука в состоянии простоя и под нагрузкой;
  2. Программа для мониторинга температуры в динамике и ведения записи показаний;
  3. Программа для создания управляемой нагрузки на CPU и GPU.

Программа для тестирования

Скачиваем программу AIDA64 Extreme Edition по ссылке http://www.lavalys.com/support/downloads/ ;

Устанавливаем на ноутбук (программа на русском языке, бесплатна в течение 30 дней).

AIDA64 позволяет одновременно нагружать центральный процессор и в режиме реального времени отслеживать динамику прогрева CPU. Иногда можно следить и за работой видеокарты (GPU) – всё зависит от типа датчика в конкретной модели ноутбука.

Инструкция по проведению самостоятельной диагностики перегрева ноутбука

Запускаем программу и проверяем правильность работы датчиков и программы. Показания температуры должны находиться в пределах от 35 до 55 градусов Цельсия. Если показания сильно отличаются, возможно, датчики работают не совсем правильно, либо не корректно считываются программой – такое бывает. В таком случае придётся подыскать другой софт;

Переходим в закладки Сервис -> Тест стабильности системы. Нажимаем кнопку Старт.

Под действием нагрузки, создаваемой AIDA64, центральный процессор начинает разогреваться. Для проведения точного теста необходимо от 5 до 10 минут. Больше нагружать ноутбук не имеет смысла. При этом стоит обратить большее внимание даже не на температуру, а на динамику её роста. Если рост очень стремительный скорее всего ноутбук нуждается в профилактической чистке от пыли и замене термопасты. В идеале, температурная кривая должна быть максимально плоской. В нашем помочь могут и в данном случае.

Температура процессора для обычного ноутбука не должна превышать 75-85 градусов – это максимум.

Если AIDA64 не подходит?

Если по каким-то причинам воспользоваться AIDA64 не удалось (закончился пробный период), обратите внимание на крохотную утилиту для замера температурных показателей ноутбука или компьютера – Open Hardware Monitor. Скачать её можно . Программа отличается очень малым размером дистрибутива, всего около 500Kb (~0,5Mb). Обладает простым, интуитивно понятным и приятным интерфейсом. Язык английский, но разобраться в ней очень просто, так как найти необходимо лишь значок градусника и значения температуры для CPU. Простой и понятный инструмент для диагностики возможного перегрева, тем более, что его показания и показания AIDA64 на относительно не старом ноутбуке Lenovo G580 полностью сходились.

Нажать кнопку Начать проверку и дождаться результатов тестирования.



Интервал температур для центрального процессора (CPU) должен находиться от 45 до 75 градусов. Выше этих значений – перегрев.
Таким же образом можно провести тестирование перегрева и для стационарного компьютера. При необходимости , потребуется другое программное обеспечение, алгоритм же останется прежним: мониторинг узла под нагрузкой и правильная интерпретация полученных данных.

После полугодичного перерыва, напомнил о себе автор утилиты SpeedFan , выпустив новый релиз. Программа представляет собой компактное, но очень функциональное средство для мониторинга аппаратных частей компьютера. Позволяет считывать напряжения, скорость вращения вентиляторов и температуру с чипов мониторинга. Отображает данные о состоянии параметров S.M.A.R.T., а также температуры для накопителей на жестких дисках. Работает с HDD на интерфейсах EIDE, SATA и SCSI (большинство «программных» IDE/SATA RAID контроллеров, к сожалению, не поддерживается). Имеется также возможность регулировки частот системной шины на некоторых материнских платах, однако развитие в этом направлении фактически заморожено. Работает в среде операционных систем Windows 9x, ME, NT, 2000, 2003, XP и Vista, а также x64.

реклама

Основной изюминкой программы является регулировка оборотов вентиляторов в зависимости от условий (например, температуры процессора), но опять же, при наличии аппаратной поддержки со стороны оборудования. Кроме того, может собирать статистику по снимаемым параметрам и записывать сведения в log-файл, рисует графики изменения температур, напряжений и скоростей вращения вентиляторов.

Эти способы можно использовать как для ноутбуков, так и для стационарных компьютеров. Мы расскажем про две утилиты, при помощи которых можно отрегулировать скорость вращения, а также перечислим перечень основных проблем, возникающих при этом.

Регулировка вентилятора процессора

Воспользуемся программой Speedfan. Она соберёт данные обо всех обнаруженных вентиляторах в ПК и выдаст их перечень. Нам нужно обратить внимание на два блока:

  • скорость вращения;
  • доступные регуляторы кулеров.

Первый блок указывает число скорость работы, второй - возможности по регулировке. Программа способна сама определить, какой кулер где находится, поэтому некоторые (CPU – процессор, и GPU – видеокарта) уже подписаны.

Но это в оптимальном варианте. Бывает, что вентиляторы не определяются программой в списке будут выданы как неизвестные. В этом случае придётся воспользоваться методом тыка. Нужно менять значения каждого Pwm до того момента, как не почувствуете, что шум изменился.

Если какие-либо кулеры не определяются, это не значит что их нет, или они не функционируют. Чаще всего такой кулер не подлежит программной регулировке скорости. Подробнее от этом ниже. При настройке учитывайте: то процентное значение, которое вы определяете для кулера останется постоянным независимо от нагрузки.

Если вы желаете, чтобы эти установки начинали действовать непосредственно после запуска системы, нужно поставить галочки в соответствующую графу в блоке Configure → Options:

Настройка вентиляторов видеокарты (MSI Afterburner)

Эта программа предназначена исключительно для настройки вентиляторов видеокарты. Поэтому ползунок, регулирующий количество оборотов только один. Изначально он включен, поэтому для начала его требуется отключить.

После того, как нужный параметр выставлен, нажать «Apply». Справа есть монитор, который на графике отображает всю информацию. Здесь можно увидеть все изменения в температуре видеокарты, скорости и оборотах. При желании выбранные параметры тоже можно автоматически включать при начале работы системы. Для этого надо выставить галочку в Apply overclocking at system startup.

Вышеперечисленное - только основные возможности программы. Также в ней имеется опция, позволяющая указать, при каких параметрах должен работать вентилятор видеокарты. Для этого требуется перейти в Settings → Кулер и включить авторежим.

Появится график. Вертикальная ось показывает скорость работы в процентах, а горизонтальная - температуру. Левой кнопкой мыши в любом месте графика можно создать точку, таким образом выставив требуемые параметры. Если эти установки стали неактуальны, они отключаются кнопкой «User Define».

Что делать, если это не работает? Причины и способы устранения

Если речь идёт о настольном компьютере, то наиболее частая неполадка получается настроить охлаждение процессора.

Кулеры могут подключаться различными коннекторами: 3-Pin и 4-Pin (PWM). При помощи утилит могут регулироваться только четырехпиновые вентиляторы. С трехпиновым это не сработает. Поэтому учитывайте это при покупке кулеров для процессора.

Если такая проблема возникла на ноутбуке, то тут есть два варианта.

Блокировка возможности регулировки процессора идёт от изготовителя. Тут решения нет.

Если ноутбук не игровой, то кулер для процессора и видеокарты один, так же как и в случае со встроенной в процессор графикой. Для таких ноутбуков бесполезно пытаться применить программные способы регулировки.

Заключение

Для стационарного компьютера все решаемо. Когда программная регулировка не помогает, всегда возможна замена кулера https://itgroup1.ru . Если рассматривать ноутбуки, то игровые лучше всего поддаются настройке, офисные средней стоимости - 50/50, а вот со встроенной графикой - гораздо реже.

Любой двигатель внутреннего сгорания требует надлежащего охлаждения. Без него мотор попросту перегреется, вследствие чего подвижные элементы моментально выйдут из строя. Двигатели современных автомобилей оснащены жидкостной системой охлаждения, предусматривающей постоянную достигаемую за счет работы водяного насоса (помпы). Какая бы ОЖ не использовалась в моторе, длительный ее нагрев неизменно приведет к кипению. Чтобы предотвратить этот процесс, в системе охлаждения используется радиатор. Он представляет собой систему из тонких трубок, оснащенных специальными ламелями, увеличивающими площадь охладителя.

Когда автомобиль находится в движении, поток воздуха попадает на рабочую поверхность радиатора и проходит между ламелями, охлаждая металл. Таким образом, температура ОЖ постепенно снижается.

Однако радиатор самостоятельно не в силах справиться с перегревом, особенно если автомобиль стоит или передвигается на малых скоростях. Ему помогает в этом электрический вентилятор, включающийся автоматически при достижении охлаждающей жидкостью определенной температуры.

При выходе его из строя двигателю неизбежно грозит перегрев со всеми вытекающими последствиями. В этой статье мы поговорим о возможных причинах, по которым не включается вентилятор охлаждения, а также о том, как определить и устранить связанные с этим неисправности.

Что представляет собой вентилятор радиатора

Для начала обозначим, что вся предоставленная информация больше предназначена для владельцев ВАЗов, хотя для водителей иномарок она также может быть полезной.

Вентилятор охлаждения ВАЗ представляет собой обыкновенный электрический двигатель с питанием 12 В от бортовой сети автомобиля. Его вал оснащен крыльчаткой, формирующей мощный поток воздуха и направляющей ее на рабочую поверхность радиатора. Вентилятор на специальной рамке (станине) крепится к передней его части. Сзади он защищен радиаторной решеткой.

Большинство автомобилей ВАЗ оснащаются одним вентилятором. Но есть и исключения. Например, вентилятор охлаждения «НИВА» имеет два независимых электромотора с крыльчаткой, включающихся одновременно. Это необходимо для того, чтобы двигатель отечественного внедорожника охлаждался быстрее.

Как включается вентилятор

Включение устройства в разных моделях происходит по-разному. В автомобилях с карбюраторными двигателями он запускается после достижения ОЖ определенной температуры (105-107 0 С) и срабатывания датчика включения вентилятора (не путать с ОЖ), посылающего сигнал на реле. Оно и замыкает электрическую цепь, подавая питание на электромотор.

Схема вентилятора охлаждения у машин с инжектором немного другая. Здесь всем управляет электронный блок. Информация с датчика включения сначала анализируется контроллером, а уж после передается на реле.

Возможные неисправности вентилятора

Если температура жидкости достигла критического показателя, но при этом не работает вентилятор охлаждения радиатора, значит, где-то возникла проблема. Наша с вами задача - найти ее и устранить. Обозначим наиболее распространенные неисправности, из-за которых не срабатывает вентилятор охлаждения. Их не так уж и много.

  1. Вышел из строя электродвигатель вентилятора.
  2. Нарушена целостность проводки, питающей электромотор или подключающей датчик включения вентилятора.
  3. Ненадежный контакт в разъемах электродвигателя или датчика.
  4. вентилятора охлаждения.
  5. Неисправно реле включения вентилятора.
  6. Неисправен датчик.
  7. Нарушения в работе предохранительного клапана расширительного бачка.

Проверяем электродвигатель

Если не работает вентилятор охлаждения, первым делом необходимо проверить его привод (электромотор). Сделать это просто. Достаточно взять два провода, подключить их к вентилятору и запитать напрямую от аккумулятора. Если он запустился, значит, проблема не в нем. Ее нужно искать дальше. Параллельно можно проверить и контакты в разъеме электродвигателя. Иногда случается, что проблема находится именно в них. Попадание грязи и пыли, а также окисление металлических поверхностей могут стать причиной нарушения контакта.

Если электродвигатель не включился после подключения к аккумулятору, скорее всего, сломался именно он. Причиной этому могут быть:

  • износившиеся щетки;
  • разрушение коллектора;
  • замыкание обмоток ротора или якоря.

В первом случае достаточно заменить щетки новыми, и электродвигатель вентилятора снова будет работать, как новый. В случае с разрушением коллектора или замыканием обмоток ремонт может не помочь.

Проверяем проводку

Еще одной распространенной неисправностью, по которой не включается вентилятор охлаждения, является нарушение целостности проводки. Это может быть разрыв провода или замыкание его на «массу». Проверить цепь можно с помощью обычного автомобильного тестера, включенного в режиме детектора. При этом следует «прозвонить» не только провод от датчика к контроллеру, но и проводку, соединяющую контроллер с предохранителем, предохранитель с реле, реле с электродвигателем.

Проверяем предохранитель и реле включения вентилятора

Если с электропроводкой все в порядке, переходим к другому оборудованию. Сначала проверим предохранитель вентилятора охлаждения. Обычно он расположен в под капотом автомобиля и имеет маркировку F7. Проверяем его тем же автомобильным тестером. Если предохранитель исправен, идем дальше. Ищем реле включения вентилятора. Оно находится под крышкой правой панели центральной консоли. Там располагаются три реле. Определить нужное поможет руководство пользователя автомобиля, так как у разных моделей разное расположение.

Но как проверить реле? В «походных» условиях определить его работоспособность практически невозможно. Проще взять соседнее реле (если его параметры совпадают) и установить его в нужное гнездо.

Тестируем датчик включения вентилятора

Следующей причиной, по которой не работает вентилятор охлаждения, может стать неисправный датчик. Случаи выхода из строя этого элемента не так уж и редки. Точно определить, что сломался именно датчик, можно лишь в автомобиле с инжекторным двигателем. Если отключить его от питания, электронный блок управления воспримет это как неисправность системы, и запустит вентилятор в аварийном режиме.

Проверка осуществляется следующим образом. Прогреваем автомобиль, пока не достигнет 100 0 С, после чего глушим двигатель, поднимаем капот и отключаем датчик, рассоединив на нем разъем. После этого запускаем двигатель. Если вентилятор включится, значит, проблема в датчике.

К сожалению, подобная проверка невозможна в автомобилях с карбюраторными двигателями. Здесь определить работоспособность датчика включения вентилятора можно, лишь заменив его новым и прогрев двигатель до рабочей температуры.

Меняем предохранительный клапан

Существует еще одна неисправность, которая может привести к сбою в работе системы. Если не срабатывает вентилятор охлаждения даже после подтверждения работоспособности всех перечисленных элементов цепочки, стоит проверить предохранительный клапан на расширительном бачке.

Роль этого клапана заключается в поддержании рабочего давления в системе выше атмосферного. Это нужно для того, чтобы вода, входящая в состав охлаждающей жидкости не закипала при нагревании до 100 0 С. При выходе из строя предохранительного клапана давление в системе выровняется с атмосферным, и жидкость закипит, достигнув температуры кипения воды.

Датчик включения, как уже было сказано, может включиться лишь при 105-107 0 С. Таким образом, наша охлаждающая жидкость будет кипеть, но вентилятор работать не будет.

Как же проверить В домашних условиях это невозможно. Проще купить новый клапан, тем более что стоит он копейки.

Напоследок ознакомьтесь с полезными советами, которые позволят вам если не избежать проблем со своевременным включением вентилятора охлаждения, то, по крайней мере, хоть немного исправить ситуацию.

  1. Систематически проверяйте работу всех элементов системы охлаждения. Обращайте внимание на показатели температуры ОЖ на панели приборов, а также прислушивайтесь, включается ли вентилятор.
  2. Следите за уровнем охлаждающей жидкости в системе. Вовремя производите ее замену.
  3. Минимум один раз в год промывайте крышку расширительного бачка под струей проточной воды. Такое решение позволит продлить жизнь предохранительному клапану.
  4. При малейшем сбое в системе охлаждения прекратите движение и примите меры по устранению неисправностей.
  5. Если не работает вентилятор охлаждения по причине выхода из строя датчика, предохранителя или реле, и эта неисправность застала вас в пути, отключите датчик (для инжектора) или подключите электропривод напрямую к бортовой сети (для карбюратора). Так вы сможете доехать до ближайшей станции технического обслуживания без риска перегрева двигателя.
  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то