Оценивая других, мы оцениваем себя. Как это работает

Можно спорить, позволительны ли аналогии между самосозннием отдельного человека и самосознанием русской церкви сегодня.

Но, независимо от общих выводов, к каким пришли бы собеседники, случись такой спор, иногда эта аналогия уместна, уже хотя бы потому, что позволяет лучше заметить, если и не то, что будет завтра, то хотя бы то, что происходит в сегодняшний день.

Сперва психологи . А психологи пишут нам, что первые стадии самосознания таковы:

В возрасте около 1 года — происходит открытие «Я» . К 2-м 3-м годам — человек начинает отделять результат своих действий от действий других и чётко осознаёт себя как деятеля . К 7-и годам — формируется способность оценивать себя .
Оно, конечно, оговаривается, что у каждого по своему. Но общий «шаблон» приблизительно таков.

Теперь вернемя к церкви.

По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла, сперва более внимательные, а затем уже и широкая публика, как в церкви, так и в обществе — открыли для себя, пусть в первом приближении, чего на самом деле желает, и как будет вести себя в новой церковной должности новоизбранный патриарх.

По прошествии 1 года патриаршества Святейшего Кирилла уже наметилось достаточно , чтобы теперь, оглядываясь, уверенно можно было бы сказать — всё оно, проявившееся уже тогода, лишь ещё больше заострилось и развернулось.

Тут и установка на срастание с властью и становление с нею, тут и обмирщение церкви как организации, которую народ оплачивает, чтобы слышать небо, а не приятный, но не небесный перезвон скандалов да кошельков.

Всё это открылись уже тогда. По прошествии первого года.

Как и не способность, или не желание новой администрации касаться ожидаемых частью церкви богослужебных реформ, и прочих специфически церковных вопросов. Тогда как финансовое и административное упрочнение организации вышло сразу же на первый план.

К 2-м 3-м годам уже не некоторые, но многие стали четко осознавать , что в церкви протекает две жизни — жизнь и действия Святейшего Кирилла с ближайшими помощниками, и жизнь да действия обычных людей, не имеющих отношения к Чистому.

Монетизация церковного аппарата, и уверенно сменяющие друг друга церковные скандалы, показывающие духовную подоплеку той монетизации, позволили уже неверующим упрекать высшее священноначалие в отступлении от церковных же нравственных ориентиров.

Даже совершенно нецерковным людям стало заметно это расслоение церкви, которое пока происходит не по принципу «раскола», когда разделяются епархии, но по принципу самого вероисповедания, когда разделяются верования.

Процесс расслоения активно происходит прямо сегодня. Как в церковных, так и в светских СМИ то и дело происходят попытки дать ему верное определение и удачное именование.

Статья П. Адельгейма Человек или суббота? — слово в защиту задержанных за акцию в ХХС и продолжение давней борьбы отца Павла с внутрицерковными нарушениями. Но в ней, кроме вышеупомянутого (чего мы касаться здесь не будем) также предпринята и попытка осмысления причин и контекста происходящего, о чем мы и говорили. Отец Павел тоже пробует определить и поименовать происходящее в церкви разделение.

Выступление девушек в ХХС выявило в церковной среде два различных мироощущения, два полюса притяжения, два разных понимания христианства и разделило православных на два лагеря. Один из них условно назову «сердитым православием», а другой -«православием сострадательным».
Я не совсем согласен с предложенными именованиями, и совсем уже не согласен с тем, что пишет отец Павел дальше — что оба лагеря исповедуют одни и те же догматы, и т.д. Не согласен, потому что тут уже смешивается формальная и совдержательная сторона.

Но и сам отец Павел в следующем же абазаце, отбрасывая прорвавшееся, но к делу не относящееся об «общем символе веры», и будучи человеком честным, за что его и уважают, а не только клириком;) — уже прямо говорит о двух «православиях». Де факто говорит о двух верах внутри церкви. Причем настолько разных, что похоже, их нет никакой возможности совместить.

Можно не соглашаться с границами этих вер, как их проводит отец Павел. Или наоборот, можно восхищаться тем, как умело он это делает. Но и первое и второе лишь детали. Да, они требуют уточнения. И они будут уточнены. Важнее другое:

Двоеверие уже становится всё более и более очевидным фактом российского христианства.

Мне приходится говорить христианства, потому что обе стороны относят себя и к православной, к христианской традиции. Возможны даже споры о копирайте:)

Я даже допускаю, что Чистый к праздникам что-то скажет о милости, а может даже и помиловании. С тем чтобы заодно и прикрыть глазки части тех, кому всё это теперь начинает всё яснее и яснее открываться.

И, наверное, такой ход конем Чистому ещё сколько-то раз удастся. Хотя бы потому, что если верить нашей аналогии, с какой мы начали — до способности церковного самосознания начать себя адекватно оценивать и не вестись уже на риторику г-д Чаплина, Легойды и иже с ними, должно пройти ещё минимум несколько лет.

Сегодня процесс расслоения в русской церкви напоминает расклеивание слоев в старой автопокрышке.

Протектор уже отслаивается, но пока ещё не совсем отклеен.

Решит ли патриархия своевременно поменять резину, или увлекшись, политикой не заметит, что время старой резины вышло. И тогда на каком-то очередном бугорке или повороте — рванет покрышка. И машинку русской церкви закрутит, а то и вынесет на встречный ряд. Так что привинтите подушки безопасности, и пристегните ремни. Кремль, случись такое, конечно может ткнуть пальцем в нового водителя. Рули, мол, милый.

Впрочем есть и другая версия. Кремль, мол, как раз и подменяет курс церковной машинки, её не останавливая, на новый. А коли так, то Чистый лишь выполняет заказ правительства. И с его точки зрения действует и разумно и правильно. Потому что выдавить из РПЦ последнюю церковность, и построить бутафорию такого универсально-религиозного толка, такое русское исламо-иудео-буддизмо-христианство — может представляться выгодным пропутинским политикам. (Я только допускаю).

Но тогда правильно и то, что от Чистого будет отходить слой за слоем все здоровое и не испорченое, что только осталось ещё в официальной русской церкви. И что-то станет маргинальным, что-то уйдет в тень и рассосется по другим конфессиям. И, наконец, что-то может быть успеет себя осмыслить как здоровое, и не гордое, оставшись и православием, и христианством. Но это уже за рамками настоящего текста. Самосознание, что личное, что церковное требует времени. Вопрос только в том, достаточно ли этого времени есть.

А.способность к продолжению рода 1. социальная

Б. способность приспосабливаться
к условиям природной среды 2. биологическая

В. способность накапливать знания
и трудовые навыки

Г. способность видеть цель своих действий

Д. способность оценивать себя и других

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А 15. Найдите в приведённом ниже списке характеристики эмпирического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. непосредственное наблюдение отдельных фактов и явлений

2. выдвижение и обоснование гипотез

3. фиксация обобщений в виде законов

4. получение количественных данных об изучаемом объекте

5. разработка научных теорий

6. объяснение существующих взаимосвязей

А. 16. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) Общество - это целостная система, многоаспектное образование. (Б) Наиболее существенную роль в развитии общества играет политика. (В) Мыслители, отдавшие первенство экономической сфере общественной жизни, заблуждались. (Г) В недавно вышедшем философском словаре понятию «общество» посвящено несколько статей. (Д) Среди авторов статей словаря не только философы, но и социологи и экономисты.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.

А 17

Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий

обычаев, традиций, образ жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура

античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п.

Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге

взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально

существующая культура, созданная в определённом ареале…

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты


и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

, .

(Д.А. Лалетин)

Приведите на основе текста любые три значения термина «культура».

А 18. Теорема Пифагора - одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Для её описания использован метод теоретического объяснения.

2. Она сложна для самостоятельного изучения.

3. Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.

4. Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.

5. Её открытие произошло на основе полученного опыта.

6. Она изложена специальным языком математики.

А 19. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) Вера; 2) культ; 3) обряды; 4) религия; 5) совершение богослужений.

А 20. Исторический процесс сам по себе весьма сложен и представляет собой взаимодействие многих объективных и субъективных факторов.
К объективным факторам относятся природные условия жизни общества, объективные потребности людей в обеспечении необходимых условий их жизни, а также состояние материального производства, существующая социальная структура общества, его государственный строй и т.д., которые каждое новое поколение застаёт уже сложившимися и которые в той или иной мере обусловливают жизнедеятельность людей. Субъективные же факторы исторического процесса – это разного рода способности людей своими действиями вносить изменения в те или иные стороны общественной жизни.

В исторический процесс прямо или косвенно включены все люди, поскольку они включены в процесс общественного производства, а также в политическую и духовную жизнь общества. В этом отношении все они являются участниками исторического процесса. Но его субъектами они становятся лишь в той мере, в какой действуют сознательно: осознают своё место в обществе, социальное значение своей деятельности и направленность исторического процесса. Сознательно участвуя, скажем, в совершенствовании экономических и социальных отношений, политической системы общества, в развитии его духовной жизни, тот или иной человек или социальная группа выступает как субъект исторического процесса.

В последнее время в науке и политике всё чаще говорят о человечестве как самостоятельном субъекте исторического процесса. Для этого имеются веские основания. В современных условиях человечество всё более выступает как единое целое в силу расширения и упрочения экономических, политических и культурных связей народов всех стран, усиления их взаимозависимости. Именно в рамках человечества как единого целого должны ныне решаться проблемы обеспечения всеобщего мира, сохранения и развития природной среды, а также создания условий для развития сотрудничества и взаимопомощи всех народов и государств нашей планеты.

И человечество в той или иной степени решает эти проблемы, прежде всего, путём налаживания всестороннего сотрудничества между народами и государствами. На это направлена деятельность многих международных организаций. Чрезвычайно важно, чтобы при наличии многих противоречий и конфликтов между отдельными социальными группами, нациями, народами и государствами человечество как самостоятельная целостность продолжало существовать и способствовало бы мирному разрешению указанных противоречий и конфликтов – локальных, региональных и международных.

(В. Лавриненко)

Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?

Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте?

В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.

А 21. К сторонникам представлений о прогрессивном развитии общества относятся мыслители, полагавшие, что

1. «золотой век» человечества остался в прошлом

2. история «движется по кругу»

3. менее совершенные формации сменяются более совершенными

4. общество постоянно возвращается к прежним формам и структурам

А 22. Какая черта отличает науку от других отраслей культуры?

1. вера в существование сверхъестественных сил

2. теоретическое обоснование законов развития природы и общества

3. художественное выражение отношения к миру

4. предложение законченной мировоззренческой системы

А 23. Дети подросткового возраста особенно нуждаются в общении со сверстниками. В этом проявляются потребности

1. социальные 3. материальные

2. биологические 4. эстетические

А 24. Верны ли следующие суждения о критериях истинности знания?

А. Один из главных критериев истины – это соответствие знания интересам познающего субъекта

Б. Один из главных критериев истины – это полезность знания.

1. верно только А

2. верно только Б

3. верны оба суждения

4. оба суждения неверны

А 25 . Современное значение термина «культура» весьма многообразно и часто неопределённо.

Достаточно напомнить, что под культурой сегодня понимают не только состояние или традиций, образ

характеристику общества и человека вообще, но и вполне конкретную совокупность технологий, обычаев, жизни, государственность и т.п.: «культура Древней Руси», «культура античного мира», «Запад» или «западная культура», «Восток» или «культура Востока» и т.п. Именно в этом смысле говорят, например, о многих культурах, о сравнении культур, о диалоге и взаимодействии культур. В этих ситуациях термином «культура» обозначается реально существующая культура, созданная в определённом ареале…

Этим словом (термином) обозначаются в обыденной жизни искусство, музеи, библиотеки, кино, театры, религия и множество других самых разных вещей. Мы определяем как «культурное» или «некультурное» поведение людей; применяем такие выражения, как «культура труда», «культура торговли», «культура производства» и т.д.

Явления культуры по определению возникают только как результаты (следы) человеческой деятельности; они не могут появиться в природе, «естественным» путём. Это, в частности, те же знания, верования, искусство, нравы, право, обычаи и все прочие способности, характерные черты и привычки, усвоенные человеком как членом общества; это язык, символы и коды, идеи, табу, ритуалы, церемонии, социальные институты, орудия, технологии и все связанные с указанными феноменами компоненты...

Поэтому любые проявления человеческой деятельности, имеющие место в конкретном социуме, так или иначе представляют культуру этого социума. Если, пусть даже из самых лучших и благородных соображений, произвольно изъять (не включить в состав культуры) некоторые из них, то картина исторически конкретной (локальной) действительной культуры будет неполной, а система взаимодействий между элементами или составными частями, сторонами данной культуры окажется искажённой. Иначе говоря, культура конкретно-исторического общества является даже в преступности, наркомании и прочих вполне одиозных событиях и процессах. Вполне заслуживая ярлыка «антикультура», такие феномены общественной жизни тем не менее остаются явлениями соответствующей культуры как целого.

А 26. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. К биологической составляющей относятся

1. особенности строения тела человека

2. ценностные ориентации

3. навыки поведения

4. знания и умения

А 27. Что отличает науку от других отраслей духовной культуры?

1. выявление сущности общественных и природных явлений

2. отражение реальности в образах и символах

3. выражение субъективного отношения к миру

4. опора на идею сверхъестественного вмешательства

А 28. К мерам по преодолению проблемы «Север и Юг» относится(-ятся)

1. увеличение военных расходов

2. международные программы поддержки развивающихся стран

3. сокращение расходов на ликвидацию неграмотности

4. борьба с международным терроризмом

Способность адекватно оценивать правильность собственных решений, принимаемых в неоднозначной ситуации, до сих пор считалась уникальной чертой человека и, возможно, некоторых обезьян. Однако эксперименты, проведенные американскими биологами, показали, что крысы тоже обладают этой способностью.

Всем животным, включая людей, часто приходится принимать решения на основе неполных или неоднозначных исходных данных. Главная задача при этом — оптимальным образом обработать имеющуюся информацию, чтобы максимизировать шансы на успех. С этой задачей животные во многих ситуациях худо-бедно справляются. Но есть и другая сторона проблемы: часто оказывается весьма полезным умение адекватно оценить вероятность того, что принятое решение было правильным. Особенно это актуально в тех случаях, когда последствия совершенного поступка (например, награда или наказание) реализуются не сразу, а спустя какое-то время. От степени нашей уверенности в собственной правоте зависит, будем ли мы спокойно ждать награды или спешно искать способ избежать наказания.

До сих пор многие эксперты полагали, что для подобных оценок необходимо самосознание, которым обладает лишь человек, а в зачаточной форме, возможно, некоторые обезьяны. Действительно, казалось бы, как может существо, не обладающее самосознанием, не способное анализировать постфактум свои поступки и их мотивы, быть уверенным (или неуверенным) в том, что совершенный ранее поступок был правильным?

К счастью, современных нейробиологов и психологов-экспериментаторов подобными абстрактными рассуждениями не убедишь — им подавай конкретные факты и экспериментальные данные. Чтобы доподлинно узнать, способны ли животные, не относящиеся к отряду приматов, адекватно оценивать правильность собственных решений, команда ученых из четырех научно-исследовательских учреждений США и Португалии — Лаборатории Колд-Спринг-Харбор (Cold Spring Harbor Laboratory , Колд-Спринг-Харбор, Нью-Йорк, США), Гарвардского университета (Harvard University , Кембридж, Массачусетс, США), Алленовского института мозга (Allen Institute for Brain Science , Сиэтл, Вашингтон, США) и Научного института Гульбенкяна (Instituto Gulbenkian de Ciênçia , Уэйраш, Португалия) — поставила серию оригинальных экспериментов на крысах. Результаты этой работы, опубликованные в последнем номере журнала Nature , убедительно показали, что крысам в полной мере свойственна упомянутая способность.

Крыс научили выбирать одну из двух поилок в зависимости от того, запах какого из двух пахучих веществ — А или Б — преобладает в воздухе. В роли вещества А выступала капроновая кислота, в роли вещества Б — 1-гексанол. Если крысе давали понюхать смесь с соотношением A/Б > 50/50, крыса должна была выбрать левую поилку, при А/Б

Меняя соотношение веществ А и Б в пахучей смеси, исследователи могли регулировать сложность задачи. Понятно, что чем ближе это соотношение к 50:50, тем труднее крысе сделать правильный выбор. Как и следовало ожидать, крысы ошибались тем чаще, чем сложнее была задача (см. нижний график на рис. 1).

Подопытным крысам вживили электроды в орбитофронтальную кору (ОФК) — участок головного мозга, отвечающий за принятие решений в спорных ситуациях. Регистрировалась активность индивидуальных нейронов в то время, пока крыса находилась у выбранной поилки в ожидании награды и еще не знала наверняка, права она или ошиблась.

Ученые обнаружили, что активность многих нейронов ОФК в этот волнительный для крысы период напрямую зависит от степени сложности только что решенной задачи. Значительная часть нейронов, активность которых удалось записать (120 из 563), генерировали более частые импульсы в том случае, если выбор был сложным. Несколько меньшее число нейронов (66 из 563), наоборот, работали активнее, если решенная задача была легкой.

Еще более интересные результаты были получены, когда ученые сопоставили активность отдельных нейронов не со сложностью, а с правильностью сделанного выбора. Напомним, что активность нейронов регистрировалась в тот период, когда награда еще не могла появиться, то есть крыса еще не знала наверняка, правильно ли она поступила. Как ни странно, оказалось, что многие нейроны это «знают» заранее. Значительная часть нейронов работала активнее в случае ошибочного решения; несколько меньшее их число генерировало более частые импульсы в случае правильного выбора. При помощи математического моделирования и сложных статистических тестов ученым удалось показать, что активность этих нейронов не зависит ни от того, как часто крыса ошибалась в предыдущих тестах, ни от иных «посторонних» факторов. Эта активность в точности отражает ту оценку правильности сделанного выбора, которую крыса в принципе может «вычислить» на основе своих знаний о характере запаха в данном тесте, об условиях задачи и о собственном только что принятом решении.

Таким образом, экспериментатор, наблюдающий за активностью нейронов ОФК в крысином мозгу и ничего не знающий ни о составе пахучей смеси, ни о том, какую поилку крыса выбрала, может довольно точно определить, правильное ли решение было принято крысой. Иными словами, в мозге крысы в период «ожидания» уже содержится вполне достоверная информация о том, насколько высока вероятность получения награды. Но способна ли крыса использовать эту информацию, извлечь из нее какую-то пользу для себя?

Чтобы ответить на этот вопрос, ученые немного изменили дизайн эксперимента. Во-первых, время ожидания удлинили: теперь крыса после принятия решения должна была ждать награды от 2 до 8 секунд. В случае правильного решения каждый раз выбирался случайный интервал времени в пределах этого диапазона. В случае неправильного решения ровно через 8 секунд раздавался звуковой сигнал, означающий, что дальнейшее ожидание бессмысленно. Во-вторых, крысе предоставили возможность в любой момент прекратить ожидание и начать тест заново, то есть вернуться к источнику запаха, понюхать, а затем снова выбрать одну из двух поилок.

В этой ситуации умение оценивать вероятность правильности сделанного выбора перестало быть для крысы бесполезным, как в первой серии экспериментов. Если крыса уверена в своей правоте, ей выгодно ждать «до упора» — награда в конце концов обязательно появится. Если же крыса полагает, что скорее всего ошиблась, ей лучше не тратить зря время и поскорее начать всё заново.

Результаты этой серии экспериментов (рис. 2) убедительно показали, что крысы отлично умеют извлекать выгоду из результатов проведенной самооценки. Если задача была проста, а выбор был сделан неверно, крыса с большой вероятностью не будет ждать все 8 секунд, а начнет тест заново (крайние левый и правый участки красной кривой на графике). Крысы, сделавшие неправильный выбор, ждут терпеливее, если задача была сложной («а вдруг я угадала?»). На рисунке это обстоятельство отражается вогнутой средней частью красной кривой. Если задача была проста и выбор был сделан правильно, крыса вполне уверена в своей правоте и ждет до конца (крайние участки зеленой кривой). По мере того, как задача усложняется (%А приближается к 50), степень самоуверенности крыс, сделавших правильный выбор, снижается (зеленая кривая в середине выше, чем по краям). Добавим, что в ОФК изученных крыс было обнаружено большое число нейронов, активность которых подчиняется той же закономерности: если на рис. 2 по вертикальной оси вместо частоты досрочных уходов от поилки отложить активность этих нейронов, то обе кривые — и красная, и зеленая — будут иметь примерно такую же форму.

Таким образом, для того чтобы адекватно оценивать правильность собственных решений, вовсе не обязательно иметь огромный и сложный мозг и развитое самосознание, как у человека. С этой задачей неплохо справляются и грызуны. Авторы статьи предполагают, что алгоритм подобной самооценки, возможно, является неотъемлемой составной частью общего механизма принятия решений, «встроенного» в мозг высших животных.

Про эмоциональный интеллект говорят давно, так что для 60% руководителей уже очевидно, что ЭИ - очень важный показатель при выборе кандидатов на открытую должность.

Чтобы оставаться востребованным на изменчивом рынке труда и конкурировать с искусственным интеллектом, сотрудникам придется развивать навыки, непосильные компьютеру и ИИ.

Согласно докладу Всемирного экономического форума «The Future of Jobs», к 2020 году эмоциональный интеллект станет одним из самых востребованных качеств при устройстве на работу.

Что это такое

Эмоциональный интеллект (ЭИ) – умение человека распознавать эмоции, намерения, желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими и чужими эмоциями. Другими словами, чем лучше развит ЭИ, тем более точно человек сможет истолковать ситуацию и будет меньше подвержен стрессу.

Довольно сложно одновременно воспринимать, использовать и понимать эмоции, а также управлять ими. Обычно у человека хорошо развиты 1-3 составляющих эмоционального интеллекта.

Существует несколько моделей эмоционального интеллекта. Пожалуй, самая простая для понимания - смешанная модель. Она состоит из 5 характеристик, объясняющих ЭИ.

  • Самопознание - изучение самого себя, своих психических и физических особенностей
  • Самоконтроль - способность управлять своими эмоциями для достижения поставленных целей
  • Социальные навыки - способность успешно взаимодействовать с другими людьми
  • Эмпатия - способность определять чувства других людей
  • Мотивация - стимулы, побуждающие человека к действию

Признаки человека с низким эмоциональным интеллектом:

  • Склонны к обидам
  • Не умеют прощать
  • Не умеют сочувствовать и сострадать
  • Не умеют понимать эмоции и чувства как свои, так и чужие
  • Думают, что другие слишком чувствительны
  • Сосредоточены только на себе
  • Постоянно спорят
  • Плохо контролируют свои эмоции
  • Неспособны учиться на своих ошибках
  • Не умеют слушать и слышать

Мифы вокруг эмоционального интеллекта

Вокруг понятия «эмоциональный интеллект» накопилось уже немало мифов, теперь стало сложно разобраться, что же это такое и как его применять в жизни. Попробуем разобраться, где правда.

  1. ЭИ – это для манипуляции

Да, эмоциональный интеллект позволяет лучше понимать не только свои эмоции, но и эмоции окружающих, что дает возможность управления взаимоотношениями. Но не стоит путать это с манипулированием. Согласно определению, психологическая манипуляция - социальное и психологическое воздействие, стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. А развитый ЭИ – это ровно противоположное. Никакого сокрытия, обмана или манипуляции, более того, ЭИ позволяет понять, когда манипуляция направлена на тебя.

2. Человек с развитым эмоциональным интеллектом постоянно сдерживает эмоции

На самом деле, человек с развитым ЭИ может игнорировать бессмысленное эмоционирование окружающих и включать внутреннего наблюдателя при необходимости. Это помогает сохранять спокойствие, не вестись на эмоцию, а видеть суть, которая за этим скрывается. EQ помогает понять, что за любым неконструктивным действием на самом деле может стоять позитивное намерение.

3. Эмпатия наше все

Эмпатия – это способность к сопереживанию, она помогает лучше понять чувства других. Но одного понимания, что происходит с другими, совсем не дает понимания об этом мире. Дюди с развитой эмпатией и другими недоразвитыми навыками EQ готовы сопереживать, но они совершенно не понимают, что делать дальше с этими переживаниями и эмоциями. Эмпатия без осознанности, без достаточно развитой стрессоусточивости и целеполагания может принести только вред, а не пользу.

Как оценить?

Какие вопросы задавать кандидатам, чтобы лучше оценить их уровень эмоционального интеллекта:

Во время собеседования с потенциальным работником старайтесь задавать больше вопросов, о том, как он повёл (бы) себя в той или иной ситуации. Например:

Когда был последний раз, когда вы потерпели неудачу? Что случилось? Как вы себя чувствовали, что предпринимали?

Когда был последний раз, когда вы получали критику в свой адрес? Что вы чувствовали?

Было такое, что вы чувствовали разочарование на работе? Что вы делали в таких случаях?

Подмечайте, как кандидат описывает свои чувства и эмоции. Важно понять, способен ли он правильно интерпретировать эмоции других, анализировать свое поведение, делать из этого выводы, не обвиняя в неудачах окружающих.

Вот еще пять вопросов, которые помогут выявить кандидатов с высоким уровнем эмоционального интеллекта. Также они хороши тем, что скорее всего на них вы получите максимально честные ответы.

  1. Кто вас вдохновляет? Почему?

Вы сможете понять, какие виды поведенческих отношений уважает ваш кандидат.

  1. Представьте, что вы открываете свою собственную компанию. Какие будут три её основные ценности?

Скорее всего ответ кандидата будет отражать его собственные истинные ценности.

  1. Каких навыков и опыта в какой сфере вам не хватает?

Помните, любопытство и рвение к постоянному самосовершенствованию - важные признаки того, что у сотрудника все ок с ЭИ. Если кандидат затрудняется ответить на вопрос или долго думает, скорее всего он считает, что и так уже все знает.

  1. Научите меня чему-то, в чем вы хорошо разбираетесь. Представьте, что я никогда ранее ничего не слышал об этом.

Благодаря этому вопросу вы сможете проверить несколько качеств. Умеет ли кандидат объяснить что-то простыми словами, насколько он внимателен к своему учебнику, как много времени ему надо, чтобы придумать ответ на неординарный вопрос.

  1. Назовите 3 фактора, которые больше всего повлияли на ваш успех.

Чтобы найти командного игрока, который принесет что-то положительное в компанию, очень важно подобрать человека, сосредоточенного не только на собственном успехе, но и на успехе компании. Поэтому обращайте внимание, как часто кандидат употребляет «я» или «мы» в своем рассказе об успехе. Это поможет определить, является человек бескорыстным или эгоистичным.

Тесты для измерения эмоционального интеллекта

Существует немало вариантов тестов для оценки эмоционального интеллекта кандидата. Но не надо забывать, что это не основной, а дополнительный диагностирующий инструмент. Принимать конечное решение только на основании тестов не совсем корректно, лучше использовать их для перепроверки своих предположений.

  1. Тест Майера-Сэловея-Карузо MSCEIT (Mayer-Salovey-Caruso Emotional Intelligence Test) - один из первых тестов, оценивающих ЭИ. Этот тест выявляет способности понимать эмоции свои и других людей, а также использовать их для решения проблем.
  2. Тест Гоулмана показывает способность человека эмоционально адаптироваться и оценивать ситуацию. Он основан на проверке наличия у человека 5 основных характеристик ЭИ. Тест состоит из 10 вопросов.
  3. Тест Холла определяет у кандидата, помимо умения распознавать эмоции и управлять своим состоянием, еще и способность к самомотивации.
  4. Тест Аспергера помогает выявить аутистические признаки, когнитивные особенности и сопутствующие расстройства. Психолог Саймон Барон-Коган и его коллеги из Кембриджского центра по изучению аутизма разработали шкалу для оценки уровня эмпатии. Среднее значение EQ для контрольной группы - 42, для группы с синдромом Аспергера/высокофункциональным аутизмом - 20.

Как развивать

Эмоциональный интеллект это не только то, что надо искать в кандидатах. Развитый ЭИ также поможет рекрутерам добиться успеха. Поэтому рассмотрим подробнее, как его можно развить

Хорошая новость - в отличие от IQ, эмоциональный интеллект можно развить в любой период своей жизни. Если вы испытываете неловкость или дискомфорт при общении с близкими и коллегами, то при определенных усилиях и желании, его можно преодолеть, занявшись развитием эмоционального интеллекта.

  • Старайтесь анализировать свои эмоции и осознавать себя. Записывайте, что вы ощущаете, почему у вас возникло то или иное чувство и как вы себя ведёте в различных ситуациях (в состоянии покоя, наслаждения, радости, гнева и т.д.).
  • При возникновении отрицательных эмоций, ищите способ нейтрализовать их. Музыка, прогулка на свежем воздухе или чай с ромашкой - важно найти свое «лекарство» и обращаться к нему в случае чего.
  • Если спора и встречи с оппонентом не избежать, всегда старайтесь примерять на себя противоположную точку зрения, понимать, что он чувствует и озвучивать это. Интересуйте мнением других, только так можно развить эмпатию.
  • Во время общении будьте спокойны, старайтесь оставаться максимально открытым и не давите.
  • Не забывайте, что контролировать эмоции невозможно, но вы можете управлять реакцией на них. Старайтесь реагировать более сдержанно на раздражители, и всегда смотрите на причину их возникновения.

Как развивать эмоциональный интеллект внутри компании?

Уровень ЭИ внутри команды влияет на способность услышать друг-друга, нейтрализовать конфликты, ясно доносить свою точку зрения, мотивировать себя и коллег. В общем, эффективно работать. Чтобы поднять уровень эмоционального интеллекта среди сотрудников компании:

  • Убедитесь, что сотрудники чувствуют себя ценными

Если у сотрудника есть право голоса и возможность влиять на внутренние процессы компании, он чувствует себя важной и ценной частичкой компании и коллектива. Регулярно говорите с работниками о том, что они чувствуют по поводу каких-то изменений в компании. Сделайте так, чтобы они могли спокойно вам сообщить о том, что они расстроены, злы или напуганы. Не забывайте почаще благодарить коллег и напоминать о том, какой вклад в компанию они приносят.

  • Сделайте обратную связь регулярной и основанной на реальных фактах

Давать, также как и получать, позитивную и негативную обратную связь помогает работать над собой и становиться лучше. Но будьте открыты также принимать критику в свой адрес. Подвести сотрудника к оценке вашей деятельности можно с помощью вопроса: «Если ли бы ты был на моем месте, чтобы ты поменял?». Вы должны контролировать свою реакцию на все, что вы услышите в ответ. Если вам не понравилось услышанное, сперва проанализируйте, почему это вызывает у вас такую реакцию, и только потом отвечайте.

  • Сделайте тренинги по контролю эмоций доступными для всех сотрудников

Вспышки гнева, негодование и разочарование от работы часто являются результатом сдерживаемых ранее эмоций. Тренинги должны научить выражать свои эмоции словесно, спокойно решать сложные ситуации и предотвращать эмоциональные взрывы.

И в заключение

Ищите кандидатов, которые страстно любят то, что делают и сохраняют спокойствие, когда вокруг бушуют страсти. Способствуйте развитию и поощряйте рост ЭИ у уже существующих сотрудников. Не забывайте о том, что более высокий уровень эмоционального интеллекта поможет вам добиться успеха в роли рекрутера, потому что именно самосознание, эмпатия и хорошие коммуникативные навыки могут помочь вам укрепить отношения с кандидатами.

И помните, что не стоит опираться исключительно на этот показатель, в одной компании совершенно спокойно могут вместе работать люди с высоким и низким уровнем эмоционального интеллекта.

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то