Ultimate general civil war советы прохождение. Ultimate General: Civil War — гайд по стратегии и тактике. Какие битвы лучше всего подходят

Изучаем основные приемы на поле боя, делимся секретами

Другие гайды:

    Ultimate General: Civil War - гайд по интерфейсу Ultimate General: Civil War - гайд по родам войск и их структуре

Введение

Приветствую! Вот и настала очередь святая святых - стратегии и тактики. Можно долго выстраивать корпуса и дивизии, устраивать кадровую чехарду из офицеров, вооружать и разоружать солдатиков. Это все лишь предваряет тот момент, когда войсковые массы сойдутся в решающем сражении. И здесь будет рулить не столько ваши организаторские способности и теоретическая подкованность, сколько, извиняюсь, прямота рук и ясное мышление. А они вытекают из серого вещества без прямых извилин - такой вот парадокс.

Самое интересное в том, что даже стратегия и тактика отвечают за разные участки мозга. Стратегия - это возможность видеть картину комплексно, охватывать всю суть сражения посредством анализа. А тактика - умение быстро реагировать на кризисы нестандартными решениями. Соответственно, можно быть хорошим стратегом, но плохим тактиком, и наоборот. В самой игре придется совмещать эти две ипостаси, потому что одно вытекает из другого. Ведь расписывая всю битву по пунктам стоит помнить, что еще ни один план не пережил столкновения с реальным противником, и импровизации - залог успеха.

Исторический контекст

В эпоху, предшествующую Гражданской войне в США, в мире шло активное развитие теории военного дела. Двумя мощными теоретиками, Клаузевицем и Жомини , были предложены свои рецепты «как добиться успеха в ратном деле». Жомини полагал, что основой победы является математический расчет, концентрация превосходящих сил как в наступлении, так и в обороне, а также последовательное улучшения качества войск. Клаузевиц не соглашался, упирая на дух и мораль, которые не поддаются вычислениям, а также ставил во главу угла энергичные маневры. Сразу оговорюсь, что я больше сторонник Клаузевица.

Обороняться лучше в укреплениях

Несмотря на распространенное предубеждение - обороняться порой сложнее, чем наступать. Отчасти это происходит из-за того, что оборона - вынужденный вид действий против превосходящего противника. При таких раскладах она требует очень грамотного микроконтроля и жесткого контроля расхода ресурсов. Основная задача - нанести врагу максимальный ущерб при минимуме затрат.

Главным элементом обороны является выбор позиции. Она должна быть максимально защищенной от огня противника. Если есть возможность - располагайте войска на возвышенной местности, в лесу или среди домов. В идеале все подступы к позиции должны быть простреливаемыми и на открытой местности. А лучше всего занимать узкие дефиле, вроде мостов, где оппонент не сможет маневрировать и использовать свое численное преимущество.

Не стоит растягивать линии обороны на всю карту. Лучше собраться компактно для защиты ключевых мест, а за счет сокращения фронта выделить резервы, которые будут парировать кризисы. При этом конечно не стоит строить фестунги (круговые оборонительные позиции) в отдалении друг от друга. Атакующий просто выбьет их по очереди концентрацией сил. Оптимальным будет расстояние нескольких ружейных выстрелов, для своевременного оказания помощи, а также взятия наступающих вражеских колонн в огневой мешок.

Опирайтесь на заранее созданные огневые контуры и схемы. Ваша задача держать войска оппонента на расстоянии, навязывая дистанционные перестрелки с выгодных позиций. Ни в коем случае не сваливайтесь в хаос рукопашного боя, где рулит тупая численность. Лучше проявить тактическую гибкость и отойти на запасные позиции. Для этого лучше всего подходит троллинг застрельщиками. Сосредоточенным огнем выщелкивайте бригаду за бригадой, сокращая количество активных штыков.

Сокращайте пространство для маневра

Основой вашей линии обороны станут пехотные бригады, с приданной им артиллерией. В случае чего линейные солдаты могут отбить даже массированный штурм, если сзади их поддержат картечницы. Главное вовремя подвозить боеприпасы. При этом рядом должен стоять резервный полк, который должен быстро заткнуть брешь, если бригада побежит. Да и просто стоит периодически менять людей на передовой, чтобы бойцы отдохнули и восстановили мораль.

Застрельщики в обороне просто неоценимые юниты, особенно если вооружены нарезными охотничьими ружьями. Они могут вести огонь с дистанций, недоступных большинству штуцеров. Один батальон застрельщиков может успешно перестреливаться с целой пехотной бригадой, пока та не догадается пойти на штурм. Да и тогда они загоняют их до изнеможения из-за большей скорости передвижения. Их также не жалко выдвигать под массированный огонь, за счет разреженного построения, чтобы вести фланкирующий обстрел.

Кавалерия в обороне редко используется и зря. Именно этот род войск может быстро выдвинутся на место прорыва и надежно его запечатать. Необходимо иметь парочку полков, чтобы контрить действия вражеской конницы, которая норовит зайти с тыла. При этом необязательно ждать развития наступления противника, но и самому организовать стремительную контратаку, разгромив отбившийся от основных сил авангард. Периодические рейды по тылам приносят дивиденды в виде захваченных обозов и вырезанной артиллерии.

Маневр и напор!

Наступление

Атака - решающее действие, с целью разгрома противника. Суть ее можно передать несколькими фразами «сосредоточение» и «напор». Соотношение наступающих должно быть минимум 3 к 1. Атака проводится всеми имеющимися силами против самого слабого места обороны, за максимально короткие сроки, чтобы не успели вмешаться резервы. Остальные силы должны изображать активную деятельность на всем остальном фронте, отвлекая внимания от основных событий.

Для начала выделяете из бригад застрельщиков и отправляете их вперед, для рекогносцировки и выявления засад. Затем, после установления огневых контактов, определяете конфигурацию войск противника и нащупываете «ахиллесову пяту». Далее начинается выдвижения штурмовых пехотных бригад. Не стесняйтесь пользоваться рельефом для скрытности и дорогами для более быстрого перемещения. Кавалерию не отрывайте от основных сил, чтобы она не потеряла силы и личный состав раньше времени.

Фаза штурма должна быть яркой и короткой. После артподготовки самые подготовленные бригады устремляются на штурм редутов. В этот момент кавалерия огибает сражение и либо бьет в тыл, чтобы привести к панике, либо устремляется дальше, чтобы парировать контратаку резервов. После прорыва фронта начинается фаза сворачивания линии, когда дивизии второй линии просто идут и сметают во фланг все, что видят. С этим справится кто угодно.

Очень большой проблемой даже после разгрома врага является преследование бегущих подразделений. Если задача стоит отбить позиции, то догонять паникеров не стоит - закрепляетесь на отвоеванных точках и пусть уже они вас штурмуют. Если цель - разбить врага, то здесь стоит подумать об успешном окружении в котел. Только так можно большую часть пленить или рассеять. Прорвавшихся сквозь кольцо пораженцев преследуйте застрельщиками и кавалерией, чтобы не сбавлять накала паники.

Концентрация огня - залог успеха

Тактические советы и хинты

    «Грабеж обозов» . Первым делом отправляйте самые маневренные подразделения в тыл противника, дабы захватить все фургончики, какие видите. Вы увидите эффект, когда их пушки замолкнут, а пехота начнет вяло отстреливаться без снабжения.«Голову долой!» . К черту благородство - уничтожайте вражеских командиров и офицеров. Причем неважно чем - либо снайперскими винтовками, либо нарезными пушками «пэрротами». Это сразу ударит по морали и эффективности всей армии.«Троллинг кавалерии» . Компьютер довольно умело пользуется конницей для обходных маневров, поэтому нужно первым делом выбить из его рук этот опасный инструмент. Высылайте застрельщиков или драгун, агрите вражеских кавалеристов и спешно отступаете под прикрытие пехоты и пушек. Иногда развод получается и цвет лошадников гибнет под ружейными и орудийными залпами, после чего уже не оказывает никакого оперативного влияния на обстановку.«Не торопись» . Не гоняйте пехоту и кавалерию почем зря. Кондиция быстро тратится и медленно восстанавливается. Особо напряжными в этом смысле являются форсированные марши и рукопашный бой. Руководствуйтесь принципом «Тише едешь - дальше будешь». Исключение - форс-мажорные обстоятельства.«Бей в спину!» . Стрельба во фронт развернутой пехотной бригады почти не влияет на мораль. Старайтесь пощекотать фланги или тыл, и тогда даже закаленные ветераны побегут сломя голову. Лучше всего для этого подходят застрельщики и кавалерия. Стрельба по походным колоннам тоже приветствуется, так как пехоте наносятся дополнительные повреждения.«Контрбатарейная борьба» . Стрелять ядрами по пехотным массам, в надежде убить сотню другую, бессмысленно, в контексте многотысячных потерь в сражениях. Поэтому сосредоточьте огонь на вражеской артиллерии, особенно если ее не достать другим способом. Лучше всего для этого подходят нарезные «ордансы» и «пэрроты».«Рывок» . Если ведете перестрелку между двумя пехотными бригадами, то используйте время перезарядки вражеских мушкетов, чтобы придвинуться чуть поближе. Несколько таких сближений и можно идти на штурм, дав залп в качестве последнего аргумента. Мораль врага к этому времени уже серьезно пошатнется.«Револьверы, сэр!» . Сабельная конница имеет в своем арсенале револьверы, но вы никогда не видели, как они ими пользуются? Просто вы атакуете врага через ПКМ, и конница перестраивается в атакующую лаву. Нужно врезаться в противника походной колонной, прочертив маршрут через боевые порядки врага. Это не относится к драгунам, которые сначала стреляют, а потом отходят. Хотя и их можно использовать в рукопашной схватке.«Как взять в плен?» . Четкой формулы не существует, тем более, что подразделения всегда отличаются по качеству и подготовке. Однако всегда есть вероятность услышать песню группы «Руки вверх», если вы сковываете бегущих вражеских солдат рукопашный боем, и еще стреляете по ним изо всех стволов. Кавалерия тоже вносит свой дестабилизирующий фактор. Оружие пленных автоматически переносится в трофеи, да и сами они могут присоединиться к вашим победоносным войскам. Правда, не более 1000 за бой - ибо чит и дисбаланс.«Читы? Нет - хинт» . Этот прием могут скоро закрыть патчами, так что пользуйтесь. Если хотите пополнить боезапасы у пехотной бригады, то выделите из нее застрельщиков и отправьте их к фургончику. Патроны чудесным образом телепортируются к коллегам!

Будем надеяться, что весь этот свод правил по стратегии и тактики в Ultimate General: Civil War хоть немного отложился в вашей памяти. Но даже если не особо - не спешите огорчаться. Это всего лишь благие пожелания, которыми, как известно, вымощена дорога сами знаете куда. Ничто не даст вам лучшей подготовки, нежели постоянная практика. В военном деле выработанная интуиция порой значит больше, нежели многочасовые размышления над картой. Как сказал Марк Антоний в битве при Филиппах: «Если не знаешь, что происходит, и тебя одолевают сомнения - атакуй!».

Маневр и окружение

Живо для платформы:

От баталий с участием десятков тысяч солдат захватывает дух, но взор невольно цепляется за халтурно нарисованные заборы.

Произведение Game Labs крепко напоминает игру в солдатиков, только масштабную и основательную. Ключевых порядков у стратегии два: можно участвовать в отдельных сражениях либо минуть кампанию, освещающую весь ход войны - от захвата форта Самтер до побед генералов Шермана (William Sherman) и Гранта (Ulysses Grant). Но какой порядок ни выбери, сперва нужно определиться со стороной конфликта - контролируем мы Альянс (Север) или Конфедерацию (Юг). Солдаты последней хорошо мотивированы, но вечно в меньшинстве, а северяне, несмотря на численный перевес, чаще предпочитают не бюст в крестах, а голову в кустах. Что, в общем-то, более-менее соответствует обстановке того поре.

Кроме флага важна специальность главнокомандующего. Тактик получает добавочное подразделение, под руководством стратега войска быстрее набираются эксперимента, а тыловик лучше снабжает солдат припасами. Правда, после первых же битв открывается возможность менять навыки в любом курсе - за счёт баллов, присуждаемых за успех. Скажем, был у нас генерал-снабженец, а мы ему добавочно разведку и поддержку боевого духа влепили. То же самое с командирами полков, дивизий и корпусов, каких можно рекрутировать за игровую валюту в академии и обучать по мере накопления военного опыта.

Но не офицерами едиными - в Ultimate General: Civil War уделяешь внимание и попечению об армии. Во время передышек между сражениями игра предлагает формировать новоиспеченные полки, закупать оружие для пехоты, конницы и артиллерии. Тут представлены утилитарны все модели «огнестрела» времён Гражданской войны в США, включая, сложно поверить, модификации. Но вот подвох: дорогостоящая винтовка может быть точна, однако совершенно ненужна в рукопашной, зато дедов мушкет за пару баксов чрезмерно эффективен как оружие ближнего боя. Впрочем, денег, вырученных за очередную битву, никогда не хватает на целое перевооружение, а дорогих «стволов» в магазине - раз-два и обчёлся. К счастью, формируемые вручную полки и даже корпуса немного влияют на баланс. Ведь что такое две тысячи на фоне двадцати? Это скорее симпатичный бонус, чем спасательный круг.

На новый полк пехоты необходима тысяча ружей, а в таком количестве - только ширпотреб.

Всё гениальное попросту

Лучше всего Civil War раскрывает себя с тактической сторонки. В вашем распоряжении четыре рода войск: пехотные полки, стрелковые батальоны, конница и артиллерийские батареи. И у всех подразделений свои показатели нравственности, опыта, а в зависимости от вооружения - и общей эффективности. На поле боя армии полностью в вашей власти. Лёгкий росчерк курсора намечает для них манёвр, построения переходят с шага на бег, бросаются в атаку либо удерживают по распоряжению занятые позиции, всадники спешиваются для помощи пехотинцам, а ради флангового удара по батареям опять седлают коней. Диспозицию лучше выбирать с толком, потому что лес или дома подают бонус к защите и скрытности, а с холмов открывается простор для канониров.

Жизненности выходящему добавляет форс-мажор вроде закончившихся пуль (на этот случай есть фура с боеприпасами), отступления деморализованного обстрелом полка или бегства дезертиров с поля боя. Истина, геймплей ограничивается маневрированием и обменом жизней на победные тактики по выгодному курсу. Рытья окопов, прокладки железных путей, возведения мостов, равно как и инженерных войск, здесь нет. Зато есть шанс продуть, понеся слишком большие потери или не выполнив задачу.

Ненастоящий интеллект, управляющий врагами, тоже не даёт заскучать. То возьмётся продавливать черту обороны с фланга, то, наоборот, уходит в глухую защиту. За милую давлю уничтожает брошенные без защиты пушки, охотится за обозом и жёстко карает за бестолковые атаки кавалерии. А иногда - совсем по-живому осторожничает. Так, в эпизоде кампании, где освещена переправа войск Союза сквозь реку Раппаханнок напротив Фредериксберга. Сколько в городе конфедератов, они не ведают, поэтому, несмотря на колоссальный перевес в числе, атакуют будет вяло и чаще используют артиллерию. То, как авторы игры отыщи баланс между историческими фактами и работой алгоритма, достойно восхищения.

Та самая перевоз через Раппаханнок: для историзма не хватает разве что тумана, позволившего северянам возвести мосты под пламенем миссисипских снайперов.

Но что разработчикам удалось лучше всего, так это простота интерфейса и управления, с каким при желании сладила бы и ваша бабушка. Пускай здесь нет обучающего порядка, он, откровенно говоря, и не нужен. Ведь даже незаметные на первоначальный взгляд нюансы всё равно постигаешь на ходу. Добавьте сюда предельную ясность мишеней у каждой главы кампании: продержи позиции до такого-то часа, возьми такое-то укрепление, отхвати вражеский форт от снабжения. Хотя особо крупные битвы расшиблены на несколько эпизодов и театров боевых действий, заблудиться в них так же сложно, как дома на собственной кухне. Что неплохо и плохо одновременно.

Рвётся там, где тонко

Игра исторична не лишь тем, что здесь опосредованно представлены известные личности - и генерал Ли (Robert Edward Lee), какой полюбил бы войну, не будь она так ужасна, и мастер манёвра Томас «Каменная Стена» Джексон (Thomas Jackson), находивший, что лучше потерять сто человек на марше, чем тысячу в бою, и другие полководцы того поре. И не только внимательно восстановленной топографией: вот эта улица, вот этот дом. Увы, она вытекает букве архива ещё и в сценарии. У игрока не получится в корне изменить ход событий, к чему мы свыклись, например, в исторических стратегиях студии Paradox . То есть как ни крути, а конфедератов на улицы Вашингтона и Филадельфии не повергнешь - верх всё равно берёт Север. Простите за спойлер, разумеется.

Порой доходит до обидного. Ты из кожи карабкаешься вон, чтобы удержать позиции с минимумом потерь, героически стесняешь наступающего врага, сминаешь хитрым манёвром его тылы, и тут тебе сообщают, что, мол, пора отступать. Врагов слишком много и поступил распоряжение. Оно-то понятно: кто стал бы спорить с историческими фактами? Однако у человека, более-менее известного с событиями Гражданской войны, пропадает часть интереса. С иной стороны, при хронологической дотошности, игра слабо передаёт дух эпохи. Сравнивать не совершенно корректно, но всё же. У Мартина Скорсезе (Martin Scorsese) в «Бандах Нью-Йорка» есть эпизод, когда в порт прибывают сбежавшие от голодания в Ирландии иммигранты, - рекрутёры тут же выдают им мизерное жалованье, вручают ружья и садят на иной корабль, с которого сгружают на берег гробы с уже убитыми ирландцами. Минутная подмостки фильма даёт больше смысла и понимания, чем всё произведение Game Labs .

UG - отнюдь не УГ, но из-за своей механической простоты и суровой привязанности сценария к учебнику истории поклонников жанра она завлечёт ненадолго. Продукт рассчитан скорее на массовую аудиторию, проявляющую заинтересованность к прошлому США, чем на хардкорных стратегов, закалённых теми же Europa Universalis или Hearts of Iron . В любом случае познакомиться с Ultimate General: Civil War открыто стоит - если не сейчас, то дождавшись скидок на распродаже в Steam.

Плюсы: увлекательная и исторически достоверная игра в солдатиков; стратегия понравится тем, кто желал бы в доступной форме получить представление о ходе боевых поступков той войны; даётся легче других военных стратегий; немало масштабных битв с участием десятков тысяч «юнитов».

Изучаем интерфейс хардкорного тактического варгейма

Другие гайды:

    Ultimate General: Civil War - гайд по родам войск и их структуре Ultimate General: Civil War - гайд по стратегии и тактике

Введение

14 июля 2017 года свет увидел официальный релиз хардкорной тактической стратегии Ultimate General: Civil War . Жанр RTS, да еще и с приставкой «варгейм не для всех», практически исчез с наших мониторов. Поэтому для поклонников жанра каждый выход такой игры - как вспышка сверхновой на небосводе. Даже если продукт глубоко вторичен. Не стал исключением и наш пациент.

Тем более что предыдущий опыт производства варгеймов «с человеческим лицом» у компании Game-Labs уже был - Ultimate General: Gettysburg . А теперь тех же щей, только больше и лучше - не одно из сражений Гражданской войны в США, а полностью весь конфликт с 1861 по 1865 гг. Игра просто обязана была стать культовой в среде фанатов военных стратегий.

В России продукт тоже завоевал определенную популярность, хотя касался достаточно чужой для нас темы противостояния Юга и Севера, плантаторов и промышленников США. Низкий порог вхождения, увлекательный геймплей и детальность проработки эпохи позволили приобщиться максимальному количеству игроков. А военные стратегии, да еще и в историческом антураже, у нас любят! К тому же очень скоро поползли слухи об использовании движка для реконструкции наполеоновских войн.

Историческая справка

Гражданская война 1861-65 гг. в США являла собой конфликт переходного типа, когда стремительно набравшая силу индустриальная революция начала глобально менять мир, что отразилось и на поле боя. Поэтому архаика в виде дульнозарядных фермерских ружей там соседствовала с казематными пушками, парусные фрегаты бодались с броненосцами, а железные дороги и бронепоезда стали решающим фактором в логистике сражений. Пулеметы Гатлинга скоро поставят под сомнение целесообразность плотных пехотных построений, а золотой век кавалерии уже минул…

Политическая предыстория противостояния слишком запутана для граждан нашей страны, поэтому ее можно выразить одной фразой: «Миром правят деньги». Так получилось, что основной поток прибылей в нарождающееся государство обеспечивали хлопковые плантации юга. А где финансы, там власть и амбиции. Для стремительно модернизировавшихся северных штатов это был вызов, и столкновения было не избежать. Причем рабство в этой истории никогда не стояло даже на десятом месте, в списке причин, побудивших начать войну. Более того - его отменили много после начала собственно конфликта, а некоторые плантации под руководством северян работали вплоть до победного конца.

Эта война стала первым наглядным пособием, что сражения теперь ведутся не столько людьми, сколько экономиками. Южане, обладавшие хорошим офицерским корпусом и мотивированными рекрутами, хорошо начали, но уже ближе к середине сдулись под превосходящим натиском федералов. Морская блокада окончательно поставила крест на процветании Конфедерации. Мораль сей басни такова - индустриально развитое государство всегда победит аграрное.

Это был довольно кровопролитный конфликт, который унес жизни более 500 тысяч человек

Настройка кампании

В главном меню вас ждет выбор из трех пунктов:

    «Кампания» . Здесь вы сможете пройти сюжетные миссии в хронологическом порядке, начиная от первого Булл-Рана и заканчивая штурмом Вашингтона, в рамках динамической кампании. Выиграть за Конфедерацию вам не дадут - историзм соблюден.«Исторические битвы» . Для тех, кто не хочет заморачиваться микро и макроменеджментом, предпочитая сразу окунуться в исторически реконструированные бои. Тут на выбор представлены все значимые и крупные сражения той эпохи.«Пользовательские сражения» . Коммьюнити игры небольшое, но очень активное. Активисты уже наклепали кучу годных карт и сценариев на все мало-мальски известные эпизоды войны.

Нас, понятное дело, интересует кампания. Для начала вам предложат создать свое генеральское альтер-эго, где вы последовательно ответите на вопросы, по какой специальности вы закончили главную военную академию страны Уэст-Поинт, какими родами войск командовали в мексиканской войне и какую карьеру сделали после войны. Все это даст вам определенный стартовый набор умений, который можно отсортировать по следующим пунктам:

    Политика - определяет сколько золота и рекрутов вы получите за проведенные сражения.Экономика - влияет на цены в магазине.Медицина - определяет, сколько будет погибших и какое количество раненых солдат смогут вернутся в строй сразу после боя.Обучение - чем выше значение, тем дешевле пополнение ветеранами.Организация армии - увеличивает максимальную численность армии.Тыл - увеличивает количество боеприпасов.Рекогносцировка - показывает информацию о количестве, качестве и даже планах противника (объем данных растет с каждым уровнем).

Карта кампании, на которой появляются миссии

Новичкам рекомендую выбрать в самом начале «Стратег» (+1 к организации армии, +1 обучение), затем «Артиллерия» (+2 тыл, +2 медицина) и «Политик» (+3 политика, +1 экономика). В такой комплектации можно неспешно развернуть армию в стартовых сражениях. По мере прохождения кампании вы будете получать очки карьеры, которыми продолжите улучшать свои умения. Первым делом качайте «Политику» и «Медицину», чтобы получать максимум рекрутов и золота. Ведь именно их не будет хватать всю игру, чтобы сформировать полноценные соединения. Следующими на очереди идут «Обучение» и «Организация армии» - первое умение нужно для создания опытных отрядов, второе - для увеличения численности бригад, дивизий и корпусов. Остальное уже не особо нужно, а на рекогносцировку можете вообще забить - save & load вам в помощь.

Затем от вас потребуют определиться со стороной. Для новичка легче играть за Союз, так как тут дают больше ресурсов и сражения в основном оборонительного плана. За Конфедерацию зато бьются культовые генералы, бригады стартуют сразу с одной звездой опыта, правда сражаться труднее. Выбирать конечно вам, но первая миссия за янки с бронепоездом чересчур сложная, в отличие от дикси с их штурмом Потомакского форта.

В магазине можно закупиться новинками оружейного мира

Интермиссия

После прохождения первой миссии вы попадаете на межмиссионный экран, где происходит основная подготовка к предстоящим боям, реорганизация армии и трата заработанных ресурсов. Внизу расположены закладки:

    «Армия» . Основная закладка. Здесь формируются, пополняются и прокачиваются бригады, создаются новые дивизии и корпуса, назначаются офицеры.«Арсенал» . Военный магазин, где можно закупить новое вооружение и продать трофейное.«Казармы» . Тут происходит наем и содержание офицеров. Можно узнать кто в резерве, а кто ранен и находится на отдыхе.«Карьера» . Получаемые после прохождения миссий очки карьеры распределяются по таблице умений (см. выше).

В правом верхнем углу находятся цифры в лавровом венке. Это ваша репутация, которая зарабатывается в успешных боях. Чем ее больше, тем более воодушевлены солдаты под вашим началом. Правда, после достижения 100 очков она перестает копиться. Но это только один пласт применения своей известности. Рядом с венком находится значок Капитолия, нажав на который можно за очки своей репутации попросить помощи от властей. Прислать, допустим, дополнительных рекрутов, или какое-нибудь экзотическое оружие, ну или подсобить выдающимся генералом.

В самом верху присутствует гигантская плашка «Карта сражений», где вы выбираете доступные миссии. Выполнять задания лучше согласно исторических дат - каждый этап подразделяется на два небольших сражения и одно крупное. Причем если вы прошли масштабную битву, то маленькие запустить уже будет нельзя. Поэтому лучше выполнить сначала их, получить всю причитающуюся плату, прокачать войска, а затем только ввязываться в решающее сражение. Отличить небольшое столкновение от крупного довольно просто - за последнее больше дают (деньги, рекруты) и оно, как правило, историческое.

Полная диспозиция при прокаченной рекогносцировке

Тактический интерфейс

После распределения ресурсов и обмундирования вас перебрасывает на тактическую карту, где и будет происходить само сражение. Изначально вам дается диспозиция и боевые задачи, которые необходимо выполнить. Но особо доверять этим данным не стоит - в ходе битвы все может поменяться по сто раз, поэтому просто держите цели миссии в голове и реагируйте на ситуацию исходя из потребностей. В фазе расстановки вам предложат выбрать и расположить бригады. Если корпус не влезает в стек миссии, то можно пощелкать по иконкам внизу и выбрать нужный состав войск на текущую операцию.

Управление войсками достаточно интуитивное и простое. Основные принципы взяты из классических RTS - ЛКМ выделяем, ПКМ отправляем в бой. Добавились интересные возможности: если выделить бригаду и зажать ЛКМ, можно прочертить линию маршрута, что очень удобно для заковыристых маневров; если зажать ПКМ, то можно задать разворот полка в точке прибытия. А когда выбрано несколько подразделений, то по зажатию можно прочертить линию фронта, которую солдаты займут без промедления, например - для обороны. И да - пользуйтесь тактической паузой, чтобы успеть раздать приказы. Здесь не мышекликер, а довольно вдумчивая стратегия.

Снизу расположены основные кнопки. Там выставлены режимы передвижения (держать позицию, бег, отступление), стрельбы, «в атаку!» (рукопашный бой), спешивания для конников и выделения из строя застрельщиков. Все это довольно просто и разобраться не сложно. Периодически поглядывайте на миникарту в углу - там можно ухватить суть всего, что происходит в бою вне зоны вашего зрения. В правом верхнем углу отображены ваши цели и таймер их выполнения. Помните, что бой может продолжаться и после завершения отсчета времени, если компьютер думает, что не все силы потрачены.

Сбоку слева находится информационная панель, где всегда можно узнать как общий, так и детальный обзор ваших юнитов. Если никто не выделен, то окошко сообщает общекорпусную инфу: общее количество солдат, снабжение, моральное и физическое состояние, процент потерь в бою. При клике на бригаду высвечивается командир, количество потерь и убийств, снабжение и перезарядка, помимо шкалы духа и кондиции присутствует параметр «укрытие», который дает понять, насколько ваши солдаты прикрыты от вражеского огня. Нажав «i» на этой панели, вы погружаетесь в более подробные характеристики, в том числе тип вооружения и его ТТХ. При наведении курсора на подразделение можно по всплывающей иконке узнать краткую информацию, в том числе процент заметности на местности.

По началу интерфейс игры пугает и завораживает. Но на самом деле все просто, доступно и наглядно. Даже когда я осваивал дорелизную версию, в которой не было русского языка, то уже через несколько часов довольно бодро руководил среднего масштаба операциями. Сложность и глубина здесь приходит со временем и это несомненный плюс продукта. В следующем гайде мы расскажем вам о типах и родах войск, а также поведаем - как их правильно формировать и комплектовать.

Начало кампании за Конфедератов

Изучаем интерфейс хардкорного тактического варгейма

Другие гайды:

  • Ultimate General: Civil War - гайд по родам войск и их структуре
  • Ultimate General: Civil War - гайд по стратегии и тактике

Введение

14 июля 2017 года свет увидел официальный релиз хардкорной тактической стратегии Ultimate General: Civil War . Жанр RTS, да еще и с приставкой «варгейм не для всех», практически исчез с наших мониторов. Поэтому для поклонников жанра каждый выход такой игры - как вспышка сверхновой на небосводе. Даже если продукт глубоко вторичен. Не стал исключением и наш пациент.

Тем более что предыдущий опыт производства варгеймов «с человеческим лицом» у компании Game-Labs уже был - Ultimate General: Gettysburg . А теперь тех же щей, только больше и лучше - не одно из сражений Гражданской войны в США, а полностью весь конфликт с 1861 по 1865 гг. Игра просто обязана была стать культовой в среде фанатов военных стратегий.

В России продукт тоже завоевал определенную популярность, хотя касался достаточно чужой для нас темы противостояния Юга и Севера, плантаторов и промышленников США. Низкий порог вхождения, увлекательный геймплей и детальность проработки эпохи позволили приобщиться максимальному количеству игроков. А военные стратегии, да еще и в историческом антураже, у нас любят! К тому же очень скоро поползли слухи об использовании движка для реконструкции наполеоновских войн.

Историческая справка

Гражданская война 1861-65 гг. в США являла собой конфликт переходного типа, когда стремительно набравшая силу индустриальная революция начала глобально менять мир, что отразилось и на поле боя. Поэтому архаика в виде дульнозарядных фермерских ружей там соседствовала с казематными пушками, парусные фрегаты бодались с броненосцами, а железные дороги и бронепоезда стали решающим фактором в логистике сражений. Пулеметы Гатлинга скоро поставят под сомнение целесообразность плотных пехотных построений, а золотой век кавалерии уже минул…

Политическая предыстория противостояния слишком запутана для граждан нашей страны, поэтому ее можно выразить одной фразой: «Миром правят деньги». Так получилось, что основной поток прибылей в нарождающееся государство обеспечивали хлопковые плантации юга. А где финансы, там власть и амбиции. Для стремительно модернизировавшихся северных штатов это был вызов, и столкновения было не избежать. Причем рабство в этой истории никогда не стояло даже на десятом месте, в списке причин, побудивших начать войну. Более того - его отменили много после начала собственно конфликта, а некоторые плантации под руководством северян работали вплоть до победного конца.

Эта война стала первым наглядным пособием, что сражения теперь ведутся не столько людьми, сколько экономиками. Южане, обладавшие хорошим офицерским корпусом и мотивированными рекрутами, хорошо начали, но уже ближе к середине сдулись под превосходящим натиском федералов. Морская блокада окончательно поставила крест на процветании Конфедерации. Мораль сей басни такова - индустриально развитое государство всегда победит аграрное.

Настройка кампании

В главном меню вас ждет выбор из трех пунктов:

  • «Кампания» . Здесь вы сможете пройти сюжетные миссии в хронологическом порядке, начиная от первого Булл-Рана и заканчивая штурмом Вашингтона, в рамках динамической кампании. Выиграть за Конфедерацию вам не дадут - историзм соблюден.
  • «Исторические битвы» . Для тех, кто не хочет заморачиваться микро и макроменеджментом, предпочитая сразу окунуться в исторически реконструированные бои. Тут на выбор представлены все значимые и крупные сражения той эпохи.
  • «Пользовательские сражения» . Коммьюнити игры небольшое, но очень активное. Активисты уже наклепали кучу годных карт и сценариев на все мало-мальски известные эпизоды войны.

Нас, понятное дело, интересует кампания. Для начала вам предложат создать свое генеральское альтер-эго, где вы последовательно ответите на вопросы, по какой специальности вы закончили главную военную академию страны Уэст-Поинт, какими родами войск командовали в мексиканской войне и какую карьеру сделали после войны. Все это даст вам определенный стартовый набор умений, который можно отсортировать по следующим пунктам:

  • Политика - определяет сколько золота и рекрутов вы получите за проведенные сражения.
  • Экономика - влияет на цены в магазине.
  • Медицина - определяет, сколько будет погибших и какое количество раненых солдат смогут вернутся в строй сразу после боя.
  • Обучение - чем выше значение, тем дешевле пополнение ветеранами.
  • Организация армии - увеличивает максимальную численность армии.
  • Тыл - увеличивает количество боеприпасов.
  • Рекогносцировка - показывает информацию о количестве, качестве и даже планах противника (объем данных растет с каждым уровнем).

Карта кампании, на которой появляются миссии

Новичкам рекомендую выбрать в самом начале «Стратег» (+1 к организации армии, +1 обучение), затем «Артиллерия» (+2 тыл, +2 медицина) и «Политик» (+3 политика, +1 экономика). В такой комплектации можно неспешно развернуть армию в стартовых сражениях. По мере прохождения кампании вы будете получать очки карьеры, которыми продолжите улучшать свои умения. Первым делом качайте «Политику» и «Медицину», чтобы получать максимум рекрутов и золота. Ведь именно их не будет хватать всю игру, чтобы сформировать полноценные соединения. Следующими на очереди идут «Обучение» и «Организация армии» - первое умение нужно для создания опытных отрядов, второе - для увеличения численности бригад, дивизий и корпусов. Остальное уже не особо нужно, а на рекогносцировку можете вообще забить - save & load вам в помощь.

Затем от вас потребуют определиться со стороной. Для новичка легче играть за Союз, так как тут дают больше ресурсов и сражения в основном оборонительного плана. За Конфедерацию зато бьются культовые генералы, бригады стартуют сразу с одной звездой опыта, правда сражаться труднее. Выбирать конечно вам, но первая миссия за янки с бронепоездом чересчур сложная, в отличие от дикси с их штурмом Потомакского форта.

В магазине можно закупиться новинками оружейного мира

Интермиссия

После прохождения первой миссии вы попадаете на межмиссионный экран, где происходит основная подготовка к предстоящим боям, реорганизация армии и трата заработанных ресурсов. Внизу расположены закладки:

  • «Армия» . Основная закладка. Здесь формируются, пополняются и прокачиваются бригады, создаются новые дивизии и корпуса, назначаются офицеры.
  • «Арсенал» . Военный магазин, где можно закупить новое вооружение и продать трофейное.
  • «Казармы» . Тут происходит наем и содержание офицеров. Можно узнать кто в резерве, а кто ранен и находится на отдыхе.
  • «Карьера» . Получаемые после прохождения миссий очки карьеры распределяются по таблице умений (см. выше).

В правом верхнем углу находятся цифры в лавровом венке. Это ваша репутация, которая зарабатывается в успешных боях. Чем ее больше, тем более воодушевлены солдаты под вашим началом. Правда, после достижения 100 очков она перестает копиться. Но это только один пласт применения своей известности. Рядом с венком находится значок Капитолия, нажав на который можно за очки своей репутации попросить помощи от властей. Прислать, допустим, дополнительных рекрутов, или какое-нибудь экзотическое оружие, ну или подсобить выдающимся генералом.

В самом верху присутствует гигантская плашка «Карта сражений», где вы выбираете доступные миссии. Выполнять задания лучше согласно исторических дат - каждый этап подразделяется на два небольших сражения и одно крупное. Причем если вы прошли масштабную битву, то маленькие запустить уже будет нельзя. Поэтому лучше выполнить сначала их, получить всю причитающуюся плату, прокачать войска, а затем только ввязываться в решающее сражение. Отличить небольшое столкновение от крупного довольно просто - за последнее больше дают (деньги, рекруты) и оно, как правило, историческое.

Полная диспозиция при прокаченной рекогносцировке

Тактический интерфейс

После распределения ресурсов и обмундирования вас перебрасывает на тактическую карту, где и будет происходить само сражение. Изначально вам дается диспозиция и боевые задачи, которые необходимо выполнить. Но особо доверять этим данным не стоит - в ходе битвы все может поменяться по сто раз, поэтому просто держите цели миссии в голове и реагируйте на ситуацию исходя из потребностей. В фазе расстановки вам предложат выбрать и расположить бригады. Если корпус не влезает в стек миссии, то можно пощелкать по иконкам внизу и выбрать нужный состав войск на текущую операцию.

Управление войсками достаточно интуитивное и простое. Основные принципы взяты из классических RTS - ЛКМ выделяем, ПКМ отправляем в бой. Добавились интересные возможности: если выделить бригаду и зажать ЛКМ, можно прочертить линию маршрута, что очень удобно для заковыристых маневров; если зажать ПКМ, то можно задать разворот полка в точке прибытия. А когда выбрано несколько подразделений, то по зажатию можно прочертить линию фронта, которую солдаты займут без промедления, например - для обороны. И да - пользуйтесь тактической паузой, чтобы успеть раздать приказы. Здесь не мышекликер, а довольно вдумчивая стратегия.

Снизу расположены основные кнопки. Там выставлены режимы передвижения (держать позицию, бег, отступление), стрельбы, «в атаку!» (рукопашный бой), спешивания для конников и выделения из строя застрельщиков. Все это довольно просто и разобраться не сложно. Периодически поглядывайте на миникарту в углу - там можно ухватить суть всего, что происходит в бою вне зоны вашего зрения. В правом верхнем углу отображены ваши цели и таймер их выполнения. Помните, что бой может продолжаться и после завершения отсчета времени, если компьютер думает, что не все силы потрачены.

Сбоку слева находится информационная панель, где всегда можно узнать как общий, так и детальный обзор ваших юнитов. Если никто не выделен, то окошко сообщает общекорпусную инфу: общее количество солдат, снабжение, моральное и физическое состояние, процент потерь в бою. При клике на бригаду высвечивается командир, количество потерь и убийств, снабжение и перезарядка, помимо шкалы духа и кондиции присутствует параметр «укрытие», который дает понять, насколько ваши солдаты прикрыты от вражеского огня. Нажав «i» на этой панели, вы погружаетесь в более подробные характеристики, в том числе тип вооружения и его ТТХ. При наведении курсора на подразделение можно по всплывающей иконке узнать краткую информацию, в том числе процент заметности на местности.

Итог

По началу интерфейс игры пугает и завораживает. Но на самом деле все просто, доступно и наглядно. Даже когда я осваивал дорелизную версию, в которой не было русского языка, то уже через несколько часов довольно бодро руководил среднего масштаба операциями. Сложность и глубина здесь приходит со временем и это несомненный плюс продукта. В следующем гайде мы расскажем вам о типах и родах войск, а также поведаем - как их правильно формировать и комплектовать.

Начало кампании за Конфедератов

Вступление

Итак, заметил, что в стиме нет русскоязычных гайдов по этой замечательной игре, поэтому решил в силу своих знаний и способностей изложить накопленный опыт, надеюсь, что кому-то поможет.

NOTE: Я ни в коем случае не считаю себя гением этой игры. Вполне допускаю, что мои познания примитивны, а тактика очевидна. Впрочем, как говорится, "на безрыбье..."

Общие советы

Обучение - боем

В игре нет обучения как такового. Поэтому лично я советую учиться посредством исторических сражений.

Почему?

  • В отличие от кампании, Вам не придется лично заниматься подбором юнитов для сражения. Это поможет на первых порах сконцентрироваться чисто на самих битвах.
  • Вы сможете начать с простейших битв и перейти на более сложные, в то время как в кампании провал первой миссии означает поражение во всей кампании.
Какие битвы лучше всего подходят?

Лучше всего начать с оборонительных. ИМХО, идеальный вариант тут - Битва при Фредериксберге за Конфедерацию. В общем то, она настолько простая, что практически не требует никаких навыков + в кач-ве бонуса, у конфедератов большое количество кавалерии, что позволит сразу осваивать ее использование.

Чуть по сложнее - Битва при Энтитеме , опять же за Южан. Опять же оборона, но уже требует активных действий.

В завершение можно пройти ту самую Битву при Геттисберге . Да, за Южан.

Не используйте ускорение

Не бойтесь начинать заново

Официальный FAQ уверяет, что игра устроена таким образом, что вы не обязаны побеждать в каждом бою. Может и так, но победа всегда лучше. Помимо очевидных причин (поражение, ничья) поводом перезапустить задание могут быть большие потери, попытка изменить тактику.

Важно для "больших сражений"!: Вы не будете точно знать сколько этапов большого сражения вам предстоит пройти. Иногда Вы можете положить сотни солдат ради взятия позиции, которую в следующем этапе придется оставить, либо, напротив, взять ее будет уже проще.

Следите за уровнем репутации

Репутация используется двумя путями: либо в качестве бонуса для боевого духа, либо как "валюта" для выклянчивания у правительства некоторых плюшек, например дополнительные деньги, новобранцы, пушки, винтовки, командующие.

В бонусе к боевому духу я не вижу смысла вообще , посольку, во первых, у репутации есть лимит в 100 очков, поэтому достигнув его ваши будущие победы будут уходить в никуда. Во вторых, если вы хорошо воюете, ваши солдаты и так не побегут (спасибо, кэп).

На что лучше тратить очки репутации? Я тратил их в первую очередь на дополнительные деньги и людские резервы. Иногда - на генералов. Пушки не покупал ни разу. Один раз, перед штурмом Ричмонда за северян закупил топ винтовки.

Боеприпасы - наше все

Израсходовав боеприпасы юнит сильно теряет в боеспособности. Как ни странно, полностью стрелять юнит не прекратит, это лишь приведет к серьезному штрафу к скорости перезарядки. Можно вкачивать характеристику "тыл" у командующего для бонуса к боеприпасам, но гораздо лучше просто закупать больше снабжения. ~25000 для каждого корпуса должно хватать за глаза

Не ставьте время во главу угла

Хотя на все битвы в игре отведено время, оно далеко не всегда беспощадно. Проще говоря, когда таймер дойдет до отметки 0, чаще всего у вас будет определенное количество времени завершить сражение в вашу пользу.

ВАЖНО! Некоторые сражения могут завершиться раньше времени, если вы достигнете нужных целей быстро. Напротив, бывает и так, что сражение не закончится даже если вы уже захватили нужные позиции и даже разбили врага на 100%. Пример ниже - битва при Колд-Харбор за северян. Враг уничтожен полностью, а битва еще идет.

Стационарные укрытия - не лучший выбор

Исходя из опыта кампании могу сказать, что стационарные (напр. заборы) укрытия хуже "естественных" типа зданий или леса. Лес - вообще лучшее укрытие. Один из главных минусов стационарных укрытий это то, что находясь в них отряд получает значительный урон к морали при обстреле сбоку или с тыла. Фактически, можно выбить пехотную бригаду при одном-двух залпов. Второй момент технический и, вероятно, в будущем будет исправлен - зачастую пехота перестает стрелять из укрытия залпом. Резюмируя - советую всегда строить оборону от лесных массивов и стараться избегать стационарных укрытий если есть такая возможность.

Будьте внимательны к условиям победы

Следует всегда учитывать условия, которые необходимы для определенного исхода боя. Помимо очевидных (захвата стратегических точек) есть еще и такие, как, например не допустить потерь определенного процента армии, либо, напротив, уничтожить бОльший процент войск противника, чем потерял сам. Также следует учитывать, что иногда для победы не обязательно захватывать все точки, но правило действует и наоборот - потеря одной точки в последний момент боя будет считаться поражением. Условия победы можно посмотреть в правом верхнем углу экрана.

Совет: никто не мешает и вам захватить точку в самый последний момент. Хотя практически всегда после захвата точки, ее необходимо удерживать некоторое количество времени, зачастую захват ее в последнюю секунду помогает выиграть бой.

Начало кампании

Биография командующего

Для начала мы выбираем несколько особенностей биографии нашего генерала (читай - нас самих), которые зададут несколько параметров на старте. В принципе, глобального значения не имеет, т.к. по завершении кампании вы прокачаете практически все характеристики, но я бы все же советовал пойти следующим путем:
Тактик (+1 к организации и +1 к разведке) > Кавалерия (припасы +1, разведка +3) > Политика (политика +3, экономика +1)

Почему именно так? У нас на старте сразу будет 4 пункта разведки. Собственно, начиная с этого момента про эту характеристику можно забыть вообще. Функция разведки в этой игре - инфа об армии противника, т.е. непосредственно на ход боя она не влияет никак. Но, например, с 3 очками разведки ползунок в верхней части экрана будет серым, и Вы не будете иметь представления о том, у кого на данный момент численный перевес, а эта информация бывает важна.

Выбор фракции

Собственно, Союз (северяне) и Конфедерация (Южане)

Глобальной разницы между ними нет, так что в основном доверьтесь зову сердца. Впрочем, сказать что разницы нет вообще я тоже не могу.

  • Если говорить совсем в общих чертах, то за Северян больше заданий на оборону, соответственно за Южан больше миссий на наступление. Причем, говоря про последних, есть пара сражений, когда вы сначала защищаетесь, а потом контратакуете. Не всегда это такая уж простая задача.
  • За северян чуть больше денег и личного состава.
  • У южан нехватка людей компенсируется опытом - [если назначен опытный командир] бригада начинает с уровнем 1 звезда.
  • В некоторых миссиях северянам помогает флот.

Характеристики полководца

В качестве примера - характеристики моего полководца перед последним сражением кампании за Союз - битву за Ричмонд
Итак, по списку:

  • Политика - влияет на то, сколько плюшек нам дадут за победу в сражении
  • Экономика - влияет на скидку на закупаемое оружие
  • Медицина - влияет на количество солдат, которые выживут после боя
  • Обучение - влияет на скидку на пополнение бригад ветеранами
  • Организация армии - влияет максимальную численность армии
  • Тыл - влияет на количество боеприпасов у юнитов.
  • Реконгосцировка - влияет на наличие данных о враге
Итак, рассмотрим более подробно, от самого нужного, до самого ненужного (на мой взгляд)
Медицина - самая нужна вещь. При прокачке ее на максимум, у вас будет восполняться 20% от ваших потерь. Во-первых, это важно для ветеранских полков, поскольку помогает сэкономить на пополнении. Во-вторых, вам приходится тратить меньше людских ресурсов после боя на восстановление потерь. Один профит.
Политика - на самом деле важный параметр, поскольку при прокачке его на максимум и успешного освоения навыков ведения боя, вы после каждого сражения за счет полученных ресурсов будите выходить в плюс, таким образом наращивая общую численность армии
Организация армии - нет смысла тратить на нее очки карьеры, пока вы полностью не укомплектуете уже юмеющиеся корпуса>дивизии>бригады. Нужно улучшать постепенно, по мере прохождения игры. Хотя у меня этот параметр остался на отметке 9, все равно он остается одним из важнейших.
Обучение - скидка на ветеранов нужна для того, чтобы проще было доводить отряды до статуса элитных (3 звезды).
Экономика Скидка на оружие нужна ближе к концу игры с тем, чтобы закупать лучшее оружие для элитных дивизий
Тыл - в конце, когда будут лишние очки карьеры, можно немного улучшить. В целом, если вы, следуя моему совету, закупаете снабжение в количестве ~25000 на корпус, то особого смысла в прокачке этой характеристики нет.
Реконгосцировка - если вы следовали моему совету по биографии полководца, то на начало игры у вас уже достигнут 4 уровень оной, и, как видите, к концу игры он таковым и остался.

Собственно, я осознанно не пишу пошагово какие характеристики улучшать, поскольку это довольно индивидуально.

Обзор юнитов

Царица полей. Костяк вашей армии и ее основная живая сила. 90% вашей армии будет состоять из нее. По своим задачам универсальны - могут успешно сражаться против любого другого юнита.

HINT: у пехоты есть возможность в ходе боя выделить из своего состава отряд легкой пехоты. Это можно использовать двумя способами

  • Отправить застрельщиков к снабжению, таким образом пополняться боезапас будет и у них, и у самой бригады
  • В некоторых ситуациях, вместо того чтобы прорываться к необходимой позицией всей армией, можно просто пробежать туда этим взводом.

Легкая пехота (застрельщики)

Основная цель - небольшие вылазки на врага с целью затормозить его, нанести определенный урон. В больших перестрелках лучше чувствуют себя во вспомогательной роли. Условно застрельщиков можно поделить на 2 типа: с дальнобойными винтовками и скорострельными. На мой взгляд скорострельность - это не про этих ребят, учитывая что и дальнобойные винтовки они заряжают быстрее обычной пехоты, а радиус у скорострельных винтовок на порядок хуже.

Кавалерия

Основная цель - захват вражеского снабжения, ликвидация артиллерии. Переодически - отвлечение отрядов противника. Реже - борьба с застрельщикам. Очень редко - добивание отступающих (да, как бы дико это не звучало. Отступающий отряд пехоты из 1000 человек в один прекрасный момент передумает, и начнет раздавать вашим кавалеристом неиллюзорных пестонов).

Собственно, как и застрельщики, делятся на 2 категории, но уже более различные:

  • классические коняшки с саблями
  • драгуны, то есть товарищи с винтовками.
Какие лучше - тут уж на чей вкус. У драгун функционал больше, хотя бы потому что могут спешиться и выступать в качестве застрельщиков. Но, как можно догадаться, такой юнит требует контроля.

Артиллерия

В неумелых руках бесполезная хрень, в умелых - бог войны. Многие, кто начинает играть жалуются, что артиллерия сносит по несколько человек с залпа, следовательно - юзлесс. На самом деле в чем они работают 100% - это снос морали. Второй момент - их количество. Да, артиллерия будет вторым по численности составляющим армии, но ударной силой не будет в любом случае как минимум в силу слабой мобильности. Для эффективного использования должны быть ВСЕГДА как можно ближе к передовой, будь то оборона или наступление, ибо в ближнем бою переходят на картечь, и вот тогда уж реально творит чудеса.

Состав армии

Ваша армия состоит из корпусов. Корпуса состоят из дивизий. Дивизии состоят из бригад. Количество корпусов, дивизий, бригад дивизий и, наконец, численность самих бригад зависит от одной характеристики полководца - организации.

Максимальная численность бригады по типам юнитов

  • Пехота - 2500 чел.
  • Застрельщики - 500 чел.
  • Кавалерия - 750 человек.
  • Артиллерия - по 25 человек на орудие того - максимум 600 человек (24 орудия)
Теперь поговорим о командирах. Хотя игра изобилует от исторических персон той эпохи, каких либо персональных характеристик у них нет. На эффективность бригад непосредственно влияет командир бригады, чуть меньше - командир дивизии. Эффективность зависит от звания. Если быть еще точнее, от звания зависит эффективность командования бригадой определенной численности. Теперь по подробнее.

На должность командира корпуса советую назначать полководцев званием не ниже генерал-майора, на должность командира дивизии хотя бы бригадного генерала. С бригадами несколько сложнее.

Обычно при формировании новой бригады я исходил из следующих установок:
Пехотная бригада - 1600 человек - подполковник
Застрельщики - 350 человек - майор
Кавалерия - 500 человек - майор
Артиллерия - 12 пушек - капитан.

Важно помнить, что звание в этой игре не статично, т.е. полковник, который на 99% набрал опыта на звание бригадного генерала, может вполне успешно командовать бригадой из 2400 человек, а не из 2000, как я обычно устанавливаю для полковников. В целом, корреляцию между соответствием звания командира и численностью его бригады лучше всего отслеживать при ее пополнении в графе "эффективность". Если она начнет уходить в минус, будет примерно такая картина:

Состав дивизии

Лично я укомплектовываю дивизии по следующему принципу:
Для первой дивизии первого корпуса: 1 арт. бригада, 1 бригада кавалерии, 4 пехотных бригады.
Для второй дивизии и третьей дивизии первого корпуса: 1. арт бригада, 1 бригада застрельщиков, 4 пехотных бригады.
Для всех последующих: 1 арт. бригада и 5 пехотных.

Например, вот состав первого корпуса перед финальным сражением

И, для большего понимания, состав второго корпуса

Вооружение

На протяжение игры Вы будете открывать новые, более совершенные виды оружия. Его арсенал варьируется от примитивных мушкетов до многозарядных винтовок Спенсера. Впрочем, последними вооружить не получится даже одну целую бригаду из 2500 человек.

Собственно, ответ на вопрос чем вооружать - прост до безобразия. Лучшие винтовки, с большей эффективностью и лучшей скоростью перезарядки закупайте на вооружение для самых опытных бригад. Новоборанцам выдавайте оружие похуже.

ВАЖНО! Самая худшая в игре винтовка (мушкет) Farmer - не закупайте своим солдатам никогда. Если вы играете за южан, то ее минус будет состоять в том, что солдаты Союза ее не используют, следовательно она не будет выпадать в трофеях, и вы просто будете выбрасывать деньги на ее покупку. Во вторых, это настолько бесполезное оружие, что пехота вооруженная ей превращается просто в пушечное мясо.

P.S. На эффективность рукопашной ориентироваться нет никакого смысла. Исход рукопашной решается не в самом бою, а в том, какая сторона успеет выпустить больше залпов по сражающимся (да, в этой игре понятия friendly fire нет).

Интермиссия

Интермисся - это промежуточный этап между боями. Во время нее вы решаете куда потратить очки карьеры, заниматесь реорганизацией армии после последнего сражения.

Во время кампании интермиссии не будет лишь 2 (3 у северян) раза: перед самой первой миссии в кампании (она же битва, которую вы не имеете права проиграть, и сразу после сражения при Чанселлорвиле, когда вас перекинет на Захват Салем-Черч. У северян 3 раз приходится на конец битвы при Колд-Харбор - вас отправят защищать Вашингтон.

После решения организационных вопросов, вам необходимо решить, какую битву вы будете проходить дальше. На выбор будет несколько "малых" сражений и одно большое. Большое сражение является своего рода промежуточным этапом. Завершив большое сражение, маленькое уже пройти нельзя. Так что я настоятельно рекомендую всегда завершать сначала малые сражения, т.к. помимо награды в виде денег, личного состава и очков карьеры, вы накладываете штраф на противника в большой битве.

На этом пока все. Гайд будет обновляться. Если народ пожелает, сделаю подробное прохождение кампании. Удачи!

  • Сергей Савенков

    какой то “куцый” обзор… как будто спешили куда то